Особенности внешнего строения птиц конспект

Конспект урока по биологии по теме «Внешнее строение птиц»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц, особенностями строения перьев, их типами.

Задачи: 1. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

2. Изучить строение перьев.

3. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

4. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Презентация «Внешнее строение птиц», инструктивная карта.

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы (слайд 1) — наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

— На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

III. Изучение новой темы

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску птицы имеют сходные черты внешнего строения. Давайте выясним особенности внешнего строения птиц, позволившие им подняться в небо.

— Вспомните отделы тела пресмыкающихся и назовите отделы тела птицы? (слайд 2-3, таблица «Внешнее строение пресмыкающихся»).

— Давайте рассмотрим голову птицы. Какие органы вы можете видеть? Как вы думаете, от чего зависит форма и размер клюва? Каково, по вашему мнению, значение клюва? (слайд 4).

— А теперь давайте рассмотрим задние конечности птицы. Посмотрите внимательно, как они оперены? (слайд 6)

Неоперенная часть лапы птиц, покрытая роговыми чешуями, называется цевкой.

— Сколько пальцев на лапе птиц? Как они расположены? Как вы думаете, от чего зависит форма и размер лап? Каково, по вашему мнению, их значение? (слайд 6).

Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету :

  1. Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);
  2. Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);
  3. Наличие хвоста, служащего птице рулем;
  4. Образование цевки как посадочного устройства.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Перо – это видоизмененная чешуя, то есть перья – это производные кожи (как ногти и волосы человека), они лишены чувствительности.

Строение перьев мы изучим следующим образом. Перед вами лежат инструктивные карточки. Давайте откроем тетради и запишем тему и цель работы.

ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.

Читайте также:  Названия хищных птиц башкирии

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы.

ХОД РАБОТЫ: 1. Рассмотреть перо птицы, найти все его основные части (слайд 10).

2. Зарисовать перо и подписать его части (рис.1).

3. Рассмотреть опахало пера (слайд 10)

4. Зарисовать строение опахала пера и подписать составляющие его части (рис.2).

5. Изучите все типы перьев, прочитав текст после задания. Результаты внесите в таблицу.

У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. У некоторых птиц есть еще и пух(4) — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Маховые перья ( На крыльях) – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла .

Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета

Расположение на теле птицы

· Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?

· С какими типами перьев птиц вы познакомились? Их особенности и значение?

Этапом закрепления является заполнение таблицы по типам перьев, так как она содержит в себе все основные моменты урока. А также повторение приспособлений птиц к полету.

V. Домашнее задание

· Параграф 44, вопросы на странице 209.

В разрывы облак солнце блещет,

Зачем воробьи принимают «песочные ванны»?

ТЕМА: «Строение перьев птиц. Типы перьев.»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения перьев, обеспечивающих способность птиц к полету; а также познакомиться с типами перьев.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы.

ХОД РАБОТЫ: 1. Рассмотреть перо птицы, найти все его основные части.

2. Зарисовать перо и подписать его части (рис.1).

3. Рассмотреть опахало пера.

4. Зарисовать строение опахала пера и подписать составляющие его части (рис.2).

5. Изучите все типы перьев, прочитав тест после задания. Результаты внесите в таблицу.

У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Читайте также:  Есть такая птица циклопа

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. У некоторых птиц есть еще и пух(4) — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6)

Маховые перья ( На крыльях) – это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла .

Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета

Расположение на теле птицы

Источник

«Общая характеристика и внешнее строение птиц».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок биологии. Тема: «Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Автор: Сидорец Юлия Анатольевна , учитель биологии БОУ СОШ №29 МО Динской район

Дата проведения: 04.03.2015 г.

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

  • критическое мышление;
  • технологическая и информационная грамотность;
  • навыки сотрудничества.

Цели: Сформировать знания об особенностях строения класса птиц связанных с полётом.

  • Образовательная : дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
  • Развивающая : продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Воспитательная : ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Планируемый результат обучения (формирование УУД):

Познавательные УУД: приобретение навыка устной речи, навыка чтения;

Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли, понимать собеседника;

РегулятивныеУУД: приобретение навыка работы по плану.

Личностные УУД: умение формулировать оценочные суждения на основе анализа устных выступлений.

Межпредметные связи: биология-литература

Этап / подэтап учебного занятия

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Читайте также:  2019 какая птица года

2) Мотивационная актуализация

Работа в парах – решение кроссворда

Я предлагаю начать наш урок решением кроссворда по пройденному материалу – класс Пресмыкающиеся. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 4 минуты. Время пошло.

Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске. Какое контрольное слово у вас получилось? (птица).

Верно. В этносах различных народов мира часто встречаются птицы. Человек наделяет их различными волшебными качествами. Например: Птица счастья. Птица удачи. Знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах? (учащиеся отвечают)

Вашему вниманию я предлагаю послушать легенду об Икаре.

Чтобы спастись с острова Крит от раздражённого Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья, скреплённые воском.

— Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару, своему сыну.

И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море. Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Каким навыком мечтал и так инее сумел овладеть Икар? (Полетом)

Почему ему это не удалось?

Какими приспособлениями к полету обладают птицы?

Учитель: Что мы уже знаем о птицах? Что нам предстоит узнать?

(рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Птицы», хвост – «приспособления к полету». Сверху дети вписывают что им уже известно о птицах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока)

Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица»

Дети слушают легенду, отвечают на вопросы .

Источник

Оцените статью