Особенности восприятия природных объектов

Проблема субъектного восприятия мира природы

Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объекта мира именно как субъекта.

В субъектном восприятии выделяются три аспекта:

а) гносеологический —считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом,

б) установочный — относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и

в) функциональный— открывается ли оно воспринимающему как субъект.

При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственной системой представлений.

При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.

Выделяются три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открыться воспринимающему как субъект:

а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики,

б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и

в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

Специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том, что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить на основе анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.

Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.

Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты.

Механизмы формирования субъективного отношения к природе

Существуют три канала формирования субъективного отношения:

перцептивный— в процессе построения перцептивного образа,

когнитивный — на основе переработки получаемой информации,

практический — в процессе непосредственного практического взаимодействия.

Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играют психологические релизеры.

Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

В рамках перцептивного канала действуют естественные психологические релизеры:

обонятельно-вкусовые и

поведенческие (витальные).

Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений.

Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка. Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечение личности к природным объектам.

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров:

1) социальных психологических релизеров и

Социальные психологические релизеры — это специфические вербальные стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в них социально выработанными эмоционально маркированными значениями.

Читайте также:  Главной причиной смены природных зон является

Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологического характера, определяющая направление, характер формирования субъективного отношенияк природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.

Выделяются четыре типа экологических фактов:

внутриорганизменные и

Механизмом обработки социальных психологических релизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов — лабилизация и эмоциональная оценка.

Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действия которого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности.

Результатом действия механизмов когнитивного канала является интерес личности к природным объектам.

Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом, определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения:

а) использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо “полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы;

б) использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование;

в) использование какой-либо функции природного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной его части;

г) неиспользование природного объекта в качестве “полезного продукта”.психологическими релизерами практического канала являются “ответы” — специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним.

Выделяются пять типов “ответов”:

геофизические (механические).

Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия, совесть и рационализация.

Результатом действия механизмов практического канала является склонность личности к взаимодействию с природным объектом.

Источник

3. Понятие о природной среде как объекте восприятия

Природная среда включает в себя не только пространственно-предметные свойства и отношения, но также и природные объекты (растения и животные), которые выступают для человека как объекты и восприятия, и личностного отношения, и взаимодействия.

Результаты изучения природы как окружающей среды, полученные разными представителями этого направления, могут быть сформулированы в виде следующих положений:

1. Природная среда не имеет определенных, твердо фиксированных во времени и пространстве границ. Речь идет о том, что человек, находясь внутри природной среды (например, ландшафта), невольно или целенаправленно структурирует ее границы в соответствии с задачами и характером своей деятельности. В качестве границ могут выступать холмы, излучина реки, опушка леса, дорога и т.д. Но в зависимости от вида деятельности структурирование границ производится субъектом по-разному. Так, рыболов, геолог или художник воспринимают один и тот же ландшафт и заполняющие его объекты каждый по-своему. По-разному перцептивное структурирование одного и того же ландшафта будет производиться и в зависимости от возрастных и иных индивидуально-психологических особенностей.

Читайте также:  Абсолют природа дух гегель

Более того, в восприятии субъективные границы природной среды могут не совпадать с естественными границами, как, например, это бывает в случае планирования мелиорационных работ, застроек, заповедников, промышленных и жилых предприятий и т.п.

Структурирование границ природной среды определяется функционально окрашенным отношением индивида к данному природному или антропогенному ландшафту. Однако, психологическое взаимодействие между человеком и природной средой может иметь и обратную направленность, т.к., в свою очередь, указанная структурированность ландшафта может оказывать психогенное воздействие на индивида. Причем здесь существуют как бы два полюса. Примером первого является структурная перенасыщенность природной среды, вызывающая психическое переутомление, например, хаос тропического леса. Противоположным примером является “пустая” среда — это однообразие пространства, не дающее никаких зрительных или иных ориентиров воспринимающему индивиду. У некоторых людей природная среда подобного типа вызывает чувство беспричинного беспокойства и даже страха: белое безмолвие тундры, бескрайность пустыни, бесконечность звездного неба и т.п.

2.Природная среда одновременно воздействует на все органы чувств. Это означает, что восприятие среды имеет надмодальный характер. Например, восприятие природного ландшафта, не ограничивается только зрительной модальностью, а включает в себя восприятие звуков (например, пение птиц или шум ветра), запахов и т.д. Поэтому восприятие среды (его иногда еще обозначают как восприятие “в полевых условиях”) существенным образом отличается от восприятия в лабораторных условиях, для которого характерно и даже как бы необходимо искусственное ограничение условий и модальности восприятия объектов в соответствии с задачами исследования.

3. Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности субъекта восприятия. В данном случае речь идет о том, что одни и те же свойства природной среды (в том числе и границы, о чем было сказано) воспринимаются человеком не абстрактно, а функционально — в зависимости от вида деятельности, для выполнения которой индивид находится в данной природной среде. Одна и та же сосновая роща для лесоруба, эколога или грибника как объект восприятия предстает в разном виде. 3

4. Каждый элемент природной среды наряду с физическими и химическими характеристиками обладает социальным значением. Эта особенность восприятия природной среды тесно связана с предыдущей, поскольку социальная сущность человека проявляется также и в социальной обусловленности его восприятия. Особенности восприятия природной среды, могут быть обусловлены историческим значением данного ландшафта (например, восприятие Бородинского поля), социокультурными и этническими традициями (вспомним, “японский садик”) и т.п. Здесь важно отметить, что социокультурное значение природной среды как объекта восприятия, с одной стороны, формируется в ходе социализации человека, а, с другой — выступает именно как средство его социализации. Примером могут служить образы обусловленные в фольклоре, искусстве.

Читайте также:  Конкурс плакатов беречь природу

5. Восприятие природы как среды во многом этническими или этноцентрическими факторами. 4 В данном случае имеются в виду такие особенности восприятия, в основе которых лежат ценностная оппозиция “свой-чужой”. Например, “родная природа”, в отличие от понятия “чужбина”, и т.п.

6. В восприятии природной среды большую роль играет перцептивное отношение “центр — периферия”. Это означает, что в восприятии пространства любой природной среды происходит субъективное выделение, его “центральной” части, которая оценивается субъектом выше, чем «периферическая». Понятно, что выделение “центра” относительно “периферии” носит условный (социокультурный или субъективный) характер. Например, для художника центром природного ландшафта может стать отдельно стоящее дерево, а для грибника — опушка леса. Как известно, нулевой меридиан проходит через Гринвич (Англия), но также всем понятно, что это не потому, что Англия является центром планеты, а потому, что так условились считать географы планеты. Восприятие природной среды на основе оппозиции “центр — периферия” является как бы обратной стороной условности (субъективности) восприятия границ природной среды (см. выше п.1). 5

7. Восприятие природы как среды характеризуется целостностью. Это очень важная особенность, поскольку он подчеркивает, что природная среда воспринимается не как разрозненная совокупность пространственных и иных свойств и отношений (форм, запахов, звуков), а как единое целое, хотя и состоящее из отличающихся друг от друга деталей. Несмотря на отмеченную выше избирательность восприятия свойств и объектов природной среды, она тем не менее, всегда воспринимается целостно, как гештальт. Эта целостность предопределяет восприятие и ее отдельных частей.

Итак, указанные особенности восприятия природной среды как объекта восприятия, позволяют более четко определить особенности, отличающие ее от объектов восприятия в традиционных направлениях психологии восприятия и характерные для восприятия других типов окружающей среды:

  • природная среда — это совокупность (паттерны, гештальты) различных свойств и отношений естественных (природных) объектов;
  • восприятие свойств и отношений природной среды характеризуется, с одной стороны, комплексностью и надмодальностью и вместе с тем — субъективной избирательностью;
  • в процессе восприятия природной среды ее свойства и отношения субъективно структурируются наблюдателем по принципам “центр — периферия”, “функционально значимое — незначимое”, “свое — чужое”;
  • свойства природной среды имеют не только перцептивный и функциональный, но также и социальный смысл. Поэтому особенности ее восприятия обусловлены не только перцептивными свойствами человека, но и его личностной, мотивационно-потребностной сферой.

Источник

Оцените статью