Особо охраняемые природные территории городские скверы

Особо охраняемые территории в городе. Подходы и примеры из практики

В честь дня эколога хотим рассказать о важном направлении деятельности нашего Института – уже более 25 лет мы работаем с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) городов.

Если обратиться к данным системы «Особо охраняемые природные территории России», всего в России насчитывается около 19,7 тыс. таких территорий, из них 5,5% – в городах. Несмотря на сравнительно небольшое число, городские ООПТ играют особую роль. Это, в первую очередь экологический каркас города, но немаловажной остается и эстетическая и социокультурная функция – ведь эти территории тоже часть городской среды.

ООПТ: закрепление статуса

В таких мегаполисах как Москва – с многомиллионным населением, интенсивным трафиком и в целом сложной экологической обстановкой, работа с ООПТ (и сохранение существующих, и создание новых территорий) становится стратегической задачей. Москва на протяжении десятилетий активно формировала собственную природоохранную базу, опережая принятие аналогичных законов на федеральном уровне. Решение особо важных задач город поручал нашему Институту.

Еще в 1993-94 годах* наши специалисты начали разрабатывать для столицы систему ООПТ и концепцию городских природных комплексов. Так на карте города закрепились известные нам парки и заказники: природные парки «Москворецкий», «Тушинский», «Воробьевы горы», природно-исторические парки «Измайлово», «Царицыно», «Кузьминки», «Останкино», ландшафтные заказники «Теплый Стан», «Покровское-Стрешнево», природные заказники «Долина Сетуни», «Лесная опытная дача».

*при реализации постановлений Правительства от 16.09.1993 № 865 «О разработке Комплексной экологической программы Москвы» и от 27.09.1994 № 860 «О комплексной экологической программе Москвы»

Опыт работы с природными территориями мы использовали при разработке генпланов Москвы: в Генплане-2010 мы прописали необходимость сохранения и воспроизводства зеленых насаждений на территориях, имеющих особый статус: парки, бульвары, скверы и, конечно, ООПТ. Кроме того, текущий 2020 год станет ключевым – в планах города принять решение по всем территориям ООПТ, заложенных в Генплане-2025.

ООПТ: охрана и использование

После определения границ и статуса ООПТ всегда стоит вопрос использования таких территорий. Насколько активно включать природный парк или заказник в городскую ткань? Нужны ли этой территории рекреационные и просветительские функции? Если да, то какие? Это всегда отдельная история для каждой из территорий, поэтому еще одна важная деятельность Института – создание разработка Положений по использованию ООПТ. В этих документах устанавливаются требования и ограничения по хозяйственной деятельности, в том числе прописан комплекс природоохранных и благоустроительных мероприятий, направленных на сохранение природных комплексов. Положения также регулируют условия для регулируемого туризма и отдыха, прогулок и экологического просвещения.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов иркутской области трофимова

Тут мы подходим ко второй важной функции ООПТ в городе – эстетической и социокультурной. Её важность может проиллюстрировать один из проектов Института – «Организация дендропарка на территории природно-исторического парка «Москворецкий»».

Проект предполагал реализацию Положений ООПТ «Москворецкий», а если быть точнее – реабилитацию нарушенных территорий Мневниковской поймы и создание дендропарка с уникальными растениями.

Это хороший пример того, как экологические решения сочетаются с эстетическими и научно-познавательными: на месте свалок строительного мусора появился благоустроенный участок, полностью соответствующий статусу природно-исторического парка и который можно использовать в рекреационных и просветительских целях.

Предполагается, что эти территории станут отправной точкой в дальнейшей рекультивации нарушенных территорий поймы. В будущем дендропарк будет развиваться на запад и юго-запад, плавно перетекая в сохранившиеся ценные природные сообщества.

Источник

Особо охраняемые природные территории городские скверы

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Читайте также:  Внутренние природные силы земли

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории, если иное не предусмотрено Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации»;

Читайте также:  Гифки спокойной ночи красивая природа

(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 310-ФЗ)

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

(п. 12 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(п. 14 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Источник

Оцените статью