- Особо охраняемые природные территории капитальное строительство
- Особо охраняемые природные территории капитальное строительство
- Разрешение на строительство на ООПТ
- Что такое ООПТ, и какие ограничения на строительство там действуют?
- Куда обращаться для согласования строительства в ООПТ?
- Перечень документов и особенности подготовки
- Сроки и получение разрешения
Особо охраняемые природные территории капитальное строительство
ЗК РФ Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ)
С 01.09.2023 в п. 3 ст. 95 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 505-ФЗ.
С 01.09.2023 в п. 4 ст. 95 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
Положения ст. 95 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ)
С 01.09.2023 ст. 95 дополняется п. 6.1 (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Источник
Особо охраняемые природные территории капитальное строительство
Ст. 3.1 (в ред. ФЗ от 30.12.2020 N 505-ФЗ) применяется к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.
Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ)
1. Населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
2. Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
3. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.
4. Положения настоящей статьи не распространяются в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населенного пункта, а если особо охраняемая природная территория расположена на территории населенного пункта частично, в отношении той ее части, которая расположена в границах населенного пункта.
Источник
Разрешение на строительство на ООПТ
Автор:
Евгений Николаевич
Иногда возникает необходимость возвести новый объект капитального строительства или реконструировать старый в пределах особо охраняемой природной территории (ООПТ). Для таких зон действует особый порядок, и процедура согласования будет отличаться от стандартной. Мы предлагаем проанализировать, какие здания можно возводить, что за документы нужны и куда их направлять.
Что такое ООПТ, и какие ограничения на строительство там действуют?
Правовой статус закреплён в Федеральном законе РФ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ. Под ООПТ понимается такой участок земли, водной поверхности или воздушного пространства, который имеет принципиально важное историческое, культурное или природное значение.
Для подобных территорий установлены жёсткие нормы по отношению к застройке. Они варьируются для ООПТ в зависимости от 2 факторов:
- находится ли в составе населенного пункта или нет (статья 3.1);
- какой именно вид ООПТ (заказники, заповедники, национальные парки, ботанические сады, дендрарии).
Для расположенных в черте города, посёлка или села действуют более мягкие нормы: там обязательно выделение в отдельную территориальную зону и установление для неё особого градостроительного регламента. Хозяйственная деятельность и оборот участков не запрещается, но новое строительство должно осуществляться исключительно без вреда природе. Содержание регламентов в муниципалитетах разнится, но как правило там запрещается создание производств и многоэтажной жилой застройки. Где-то полностью запрещено размещение коммерческих объектов и даже ИЖС.
Заповедники, национальные парки, ботанические сады: не допускается любое строительство, которое не связано с деятельностью по сохранению комплекса. Более того, строжайше исключены земляные работы, садоводство, огородничество, прокладка дорог и коммуникаций.
Природные парки: требования мягче в части допущения ведения агрохозяйственной деятельности (огородничество). Единого федерального перечня ограничений нет – всё регламентировано положениями, принимаемыми на каждой территории отдельно.
Если кратко, то разрешено строительство жилья для собственных нужд (ИЖС), гаражей, садовых домов только в пределах населенного пункта, и если это не противоречит положению об ООПТ.
Куда обращаться для согласования строительства в ООПТ?
Всё зависит от уровня природной территории. На федеральном — это Министерство природы РФ. На региональном – орган исполнительной власти, ответственный за экологию в субъекте.
Перечень документов и особенности подготовки
Понадобятся заявление, форму которого можно найти в административном регламенте Минприроды, и приложения к нему:
- правоустанавливающие акты на землю;
- градостроительный план участка;
- копии паспорта и доверенности (при необходимости);
- результаты инженерных изысканий, в том числе экологических;
- проектная документация с отражением мер по защите экологических ресурсов;
- согласования строительства с аэродромами и аэропортами.
В особых случаях будут нужны и другие бумаги: к примеру, разрешение на отклонение от предельных параметров или проект планировки.
Сроки и получение разрешения
Период работы с заявлением стандартный – 5 рабочих дней. Иногда может быть небольшая задержка. По готовности поступит телефонный звонок или уведомление на электронную почту. Бумажный экземпляр забирается в том же ведомстве, куда подавались бумаги.
Источник