Особо охраняемые природные территории конспект

Особо охраняемые природные территории России (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Особо охраняемые природные территории России».

  1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
  2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
  3. Определить роль охраняемых территорий.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
  5. Формировать экогеографическое мировоззрение.
  1. Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.
  2. Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • география – история;
  • география – экология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика.
  1. Физическая карта России.
  2. Карта «Заповедники России».
  3. Учебник: «География России. Природа. Население» – 8 кл.”
  4. Тетради.
  5. Схема: «Охраняемые территории России».
  6. Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.

На доске тема: «Особо охраняемые природные территории России».

Охранять природу —
Значит охранять Родину.

2. Постановка цели

Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.

Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.

Читайте также:  Какие есть холодные природные зоны

Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Родина для нас в широком смысле этого слова — это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это Владимирская область, частицей которой является Меленковский район.

На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.

3. Изучение нового материала.

В тетради: тема урока (слайд 2).

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны (слайд 3).

В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.

Виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): заповедники, биосферные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, природные парки, памятники Всемирного природного наследия, резерваты, дендролого-ботанические сады, санаторно-курортные зоны (рис. 152., стр. 201.)

Схему ООПТ в тетрадь (слайд 4).

— Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

Историческая справка развития заповедного дела в России.

Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Читайте также:  Зонально азональные черты природы мирового океана

Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.

Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов. не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».

Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».

Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.

Читайте также:  Научный метод познания природы ответы

Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2 ).

В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Заповедники могут быть специальными и комплексными (слайд 5).

Запись определения в тетрадь — «заповедник».

Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс (слайд 6).

В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д.

Работа по видам ООПТ с материалами учебника и заполнение таблицы:

Особо охраняемые территории (слайд 7).

Источник

Оцените статью