Особо охраняемые природные территории России (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Особо охраняемые природные территории России».
- Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
- Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
- Определить роль охраняемых территорий.
- Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
- Формировать экогеографическое мировоззрение.
- Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.
- Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.
Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- география – история;
- география – экология;
- география – краеведение;
- география – информатика.
- Физическая карта России.
- Карта «Заповедники России».
- Учебник: «География России. Природа. Население» – 8 кл.”
- Тетради.
- Схема: «Охраняемые территории России».
- Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.
На доске тема: «Особо охраняемые природные территории России».
Охранять природу —
Значит охранять Родину.
2. Постановка цели
Учитель: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у человечества просто не будет будущего.
Проблемы рационального использования природных ресурсов тесно связаны с проблемами охраны и преобразования природы.
Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.
Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Родина для нас в широком смысле этого слова — это Россия, но у каждого из нас есть малая Родина, а для нас это Владимирская область, частицей которой является Меленковский район.
На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.
3. Изучение нового материала.
В тетради: тема урока (слайд 2).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны (слайд 3).
В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.
Виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): заповедники, биосферные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, природные парки, памятники Всемирного природного наследия, резерваты, дендролого-ботанические сады, санаторно-курортные зоны (рис. 152., стр. 201.)
Схему ООПТ в тетрадь (слайд 4).
— Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?
Историческая справка развития заповедного дела в России.
Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.
Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов. не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».
Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».
Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.
Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.
Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2 ).
В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Заповедники могут быть специальными и комплексными (слайд 5).
Запись определения в тетрадь — «заповедник».
Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс (слайд 6).
В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д.
Работа по видам ООПТ с материалами учебника и заполнение таблицы:
Особо охраняемые территории (слайд 7).
Источник