Особо охраняемые природные территории мпр

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)

С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
    • Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
    • Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 3. Утратила силу
    • Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
    • Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
    • Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
    • Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
    • Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
    • Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
    • Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
    • Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
    • Статья 12. Общие положения
    • Статья 13. Основные задачи национальных парков
    • Статья 14. Порядок создания национальных парков
    • Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
    • Статья 16. Управление национальными парками
    • Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
    • Статья 18. Общие положения
    • Статья 19. Порядок создания природных парков
    • Статья 20. Управление природными парками
    • Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
    • Статья 22. Общие положения
    • Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
    • Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
    • Статья 25. Общие положения
    • Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
    • Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
    • Статья 28. Общие положения
    • Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
    • Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
    • Статья 37. Международные договоры
    • Статья 38. Заключительные положения

    Источник

    Определён рейтинг самых посещаемых особо охраняемых природных территорий России по итогам 2022 года

    Глава Минприроды России обсудил с Чрезвычайным и Полномочным послом Исламской Республики Иран развитие сотрудничества стран в сфере экологии

    По данным Росзаповедцентра Минприроды России, в 2022 году особо охраняемые природные территории федерального значения посетило 13 975 357 человек.

    «Наша страна обладает самой масштабной системой заповедных территорий в мире. Это наше национальное достояние. 2022 год стал переломным в части развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях – буквально за год турпоток вырос почти на 40%. Для развития экологического туризма сегодня по нацпроекту «Экология» в заповедных территориях появляется новая инфраструктура, совершенствуются профессиональные навыки сотрудников ООПТ в туристической сфере. С этого года в нацпарках и заповедниках федерального значения планируем ввести электронную систему посещаемости. Она позволит отладить систему контроля нахождения на территории, а также антропогенную нагрузку на этой территории», — подчеркнул министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

    Самым популярным национальным парком в минувшем году стал Кисловодский (Ставропольский край). Его посетило 5,3 миллиона туристов.

    «Не может не радовать, что показатели посещаемости национального парка «Кисловодский» выросли до отметки почти 5,5 миллиона человек. Командой делается всё возможное для того, чтобы нацпарк был местом притяжения для всех. Активно развивается эколого-просветительская деятельность, воспитывается экологически осознанное поколение, создаются крупные событийные спортивные и досуговые мероприятия. Большая часть отдыхающих, приезжающих на Кавказские Минеральные Воды, посещают национальный парк «Кисловодский» как крупнейший объект туристического показа», – сказал директор Кисловодского национального парка Дмитрий Науменко.

    Вторым по посещаемости в рейтинге нацпарков стал Сочинский национальный парк (Краснодарский край) — в 2022 году его посетило 1,7 миллиона туристов. Третьим — национальный парк «Красноярские столбы» (Красноярский край) – 1,065 миллиона туристов. Четвертым — национальный парк «Куршская коса» в Калининградской области с количеством туристов 843 тысяч человек. Пятым — национальный парк «Таганай» в Челябинской области с 232 тысячами туристов.

    Самым популярным заповедником страны в 2022 году стал Кавказский заповедник в Краснодарском крае – его посетило 552 тысячи человек. Этот показатель побил рекорд 2021 года, когда гостями заповедной территории стали 539 тысяч туристов.

    «Это очень хороший показатель, который говорит о том, что интерес среди туристов к заповеднику с каждым годом только растёт. Замечена динамика: туристы стали ходить в походы не на 4-5 дней, как это было раньше, а чаще выбирают маршруты, которые могут пройти за 1-2 дня», – отметил директор Кавказского заповедника Сергей Шевелев.

    Второе место среди заповедников занял Ялтинский горно-лесной заповедник в Республике Крым, который принял 273 тысячи человек. На третьем месте Дагестанский заповедник, красоту которого в прошлом году увидело 220 тысяч человек. На четвертом месте в рейтинге самых популярных заповедников года расположился заповедник «Кивач» в Республике Карелия с количеством туристов 219 тысяч человек. Завершил пятерку подмосковный Приокско-Террасный заповедник, который посетило 120 тысяч туристов.

    Напомним, что нахождение на территориях заповедников и национальных парков без разрешительных документов (пропусков) строго запрещено.

    Источник

    Комиссия по кадровому развитию

    В настоящем разделе представлена информация о деятельности Минприроды России и подведомственных Министерству федеральных служб и агентств, размещаемая в сети «Интернет» в форме открытых данных.

    Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных — форма размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», при которой указанная информация размещается в сети «Интернет» в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного использования.

    Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных осуществляется в рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

    Ответственное подразделение Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации по вопросам открытых данных — оперативно аналитический отдел Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Начальник оперативно аналитического отдела — Долотов Константин Витальевич, тел.: +7(499)-657-57-17, главный специалист-эксперт оперативно-аналитического отдела — Игнатьева Мария Михайловна, тел.: +7(495)252-23-63, доб. 18-64.

    Условия использования

    Пользователь может использовать (в том числе повторно) открытые данные свободно, бесплатно, бессрочно, безвозмездно и без ограничения территории использования, в том числе имеет право копировать, публиковать, распространять открытые данные, видоизменять открытые данные и объединять их с другой информацией, использовать открытые данные в коммерческих целях, использовать для создания программ для ЭВМ и приложений.

    При использовании открытых данных Пользователь обязан:

    • использовать открытые данные только в законных целях;
    • не искажать открытые данные при их использовании;
    • сохранять ссылку на источник информации при использовании открытых данных.

    Источник

    О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

    Министр

    Заместители Министра

    Департаменты

    Подведомственные службы и агентства

    Контакты

    Отдел контроля за исполнением поручений и организации работы с обращениями граждан Департамента цифровизации и управления делами:

    • Официальные документы Минприроды России
    • Государственные доклады
    • Государственные программы
    • Доклады о реализации отраслевых документов стратегического планирования
    • Документы для координационных и совещательных органов
    • Документы по вопросам ООПТ
    • Документы подведомственных учреждений
    • Методические документы
    • Независимая экспертиза
    • Общественное обсуждение
    • Открытое Министерство
    • Стратегии и доктрины
    • Федеральный экологический совет
    • Перечни нормативных правовых актов

    Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий

    Департамент осуществляет нормативно-правовое регулирование особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее – ООПТ ФЗ) (создание, расширение, изменение статуса, упразднение, вопросы охранных зон ООПТ ФЗ, внесение сведений о границах ООПТ в ЕГРН, согласование НПА субъектов в части ООПТ регионального, областного, краевого и местного значения), занимается финансово-экономическим обеспечением учреждений, осуществляющих управление ООПТ и контроля их деятельности (утверждение структуры, штатного расписания, уставов ФГБУ, деятельность инспекторов, вопросы финансирования деятельности ФГБУ), урегулирует вопросы лесных и земельных отношений на ООПТ (утверждение проектов освоения лесов, актов лесопатологических обследований, лесохозяйственных регламентов, планов тушения лесных пожаров на ООПТ, осуществляет выдачу разрешений на строительство и реконструкцию объектов на ООПТ, согласование социально-экономической деятельности, согласование планов землепользования и застройки территорий), осуществляет мероприятия по сохранению озера Байкал, осуществляет развитие экологического туризма и научной деятельности
    на ООПТ, добровольчество и волонтерство, экологическое просвещение, осуществляет сохранение биологического разнообразия РФ (Красная книга, осуществление рыболовства в границах ООПТ, регулирование численности охотничьих ресурсов на ООПТ, водно-болотные угодья (ВБУ)); правовое регулирование деятельности в области ответственного обращения с животными.

    Источник

    Читайте также:  Информация об изменениях нашей природы
Оцените статью