Островский снегурочка красота природы

«Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
презентация к уроку (6 класс) на тему

«Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве Выполнила: Скрылева С.В . МБОУ СОШ с. Большая Боевка Долгоруковского района 2013- 2014 гг.

Цели: Раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере и пьесе «Снегурочка ». Воздействовать на чувства и эмоции детей, пробудить их воображения, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов. изучить литературные, музыкальные, живописные источники, в которых воплощен образ Снегурочки.

Задачи: Привить бережное отношение к культурным традициям народа. Систематизировать, закрепить и проверить знаний учащихся по школьному курсу литературы. Углубить и расширить знания по предмету и показать неразрывную связь с искусством. Развить исполнительско-творческие навыки и умения.

Он был поэт, и большой поэт, с настоящей хрустальной поэзией… только большой поэт мог создать перл народной поэзии, как « Снегурочка» П.Н. Островский .

Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль

В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров по личной просьбе драматурга Островского заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.

сочинение – миниатюра « Какие чувства у меня возникают при прослушивании музыки Чайковского» Задание :

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. А. Римский-Корсаков в 1882 написал по пьесе Островского одноимённую оперу. Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Опера имела громадный успех.

Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Обряд Масленицы. Проводы зимы. Какой древний русский обряд показан в опере?

Эскизы декорации Васнецова В.М . Ярилина долина Пролог

Костюмы в исполнении Васнецова Васнецов сделал для всех действующих лиц пьесы великолепные костюмы. Когда его спрашивали, откуда взял он такие чудесные краски, он отвечал так: «. От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии…»

Берендейки Весна Бобыль и Бобылиха Купава Брусила и ребята берендеи

«Снегурочка-дитя Мороза и Весны» 1899

Устное словесное рисование по картине: Какова композиция картины, краски? Кто и как на ней изображен? Какой рисует нам художник Снегурочку? Какие постоянные эпитеты можно использовать при описании картины ? На фоне какого пейзажа изображена героиня? В чем особенность васнецовского пейзажа? Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Читайте также:  Казахстанский государственный природный заповедник

Современная постановка пьесы

Выводы: Л итература без музыки и живописи так же, как и музыка без литературы, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература -словом , музыка — звуками, живопись- цветом) отражают события в жизни, чувства и переживания людей .

Список литературы: www.1 September.ru Фестиваль педагогических идей. 2005-2006 год. Горошко Н.П. «Интегрированные уроки по музыке и литературе ». Журнал «Музыка в школе». 3/2006. Статья Головченко Т. «Из опыта работы» . Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл . Сост. Т.А.Калганова . Лакшин Б. А.Н. Островский. Москва, «Искусство», 1982 год. Лобанов М.. Островский. серия «Жизнь замечательных людей». Москва. «Молодая гвардия», 1989 год.

Источники: http://www.classic-music.ru http://bibliogid.ru Римский-Корсаков Н.А. Оперы. CD -диск. 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в начальной школе по работе над дислексией и дисграфией на материале русской народной сказки «Снегурочка»

В занятии показана работа над содержанием сказки.Совершенствуется навык чтения, уточняется понимание лексических значений слов.Коррегируется внимание и память через иллюстрации к сказке. Автоматизируе.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» 8 класс

Исследорвательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказака «Снегурочка»- разработка урока для 8 класса по предмету «Искусство». Даны рекомендации для создания проектной работы.

Презентация » Полна чудес могучая природа»

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» Реализация проекта через разработки содержательных линий:- истоки образа Снегурочки; — варианты народных .

Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве

Тип урока -комбинированный урок.

Презентация по теме «Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве»

Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. Он глубоко раскрыт в русском изобразительном искусстве и сценографии, в творчестве художников-иллюстраторов, в русской лаковой миниатюре.

«Красота родной природы. Весенний пейзаж » Занятие по изобразительному искусству, 6 класс. Учитель ИЗО Лукианова Эльвира Михайловна

За В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимост.

Проект по предмету изобразительное искусство «Полна чудес могучая природа» «Весенняя сказка « Снегурочка»

В проекте, использовано исследование народных сказок о Снегурке А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

Источник

Природа и человек в пьесе-сказке А.Островского «Снегурочка»

Природа является неотъемлемой частью жизни человека. И природа, и человек имеют схожие этапы развития: рождение – весна; становление, детские и юношеские годы – лето; зрелость – осень; уход из жизни – зима.

Природа вдохновляет, обогащает, питает человека. Неслучайно образы природы активно используются писателями и поэтами, художниками и музыкантами. В литературном произведении пейзаж помогает выразить настроение героя, передать его душевное состояние, подготовить читателя к событиям.

Читайте также:  Золотое сечение природе искусстве

Необыкновенно важна роль природных явлений и образов в пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения, любви и бессердечия, свободы и несвободы.

Островский пишет о природе как о человеке. Весна-Красна и Мороз действуют и чувствуют как люди. Царством Берендеев правит Ярило – Солнце. Он гневается, бывает благосклонен.

Обилие эмоциональных эпитетов, сравнений, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал.

Мороз – символ суровости, одиночества. Всего страшнее для него слово «таять»:

Ужасный смысл таится в этом слове.

Из разных слов, придуманных людьми,

Страшней всего Морозу слово: таять.

Весна – символ любви, радости. Для нее лучше растаять, чем жить без любви: «На свете все живое должно любить».

Снегурочка, их дочь, «не знает/ Любви совсем, в ее холодном сердце/ Ни искры нет чувства…», — говорит Мороз.

То, что для Мороза губительно, для Весны жизненно важно. Конфликт развивается как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая тянется к пожару любви — людям, но живет в холодной чистоте одиночества в тереме своего отца – Мороза.

Оставшись жить у людей в слободке, Снегурочка принимает внимание Леля, но не чувствует в своем сердце любви, завидует Купаве, которая по-настоящему любит.

С появлением Мизгиря желание любить становится еще сильнее. Но как только Снегурочка получает такой дар от матери Весны – способность любить, она гибнет, тает от жара любви, который ее охватил. Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной», потом «чудесной». Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина /И страшная погибель Мизгиря/Тревожить нас не могут; Солнце знает,/Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы.

Источник

Силы природы в пьесе-сказке «Снегурочка» А.Н.Островского

Природа неотъемлемая часть жизни любого человека. Ее красота вселяет чувство прекрасного в душу всякого, ее дарами люди питаются и исцеляют недуги. А ещё очеловеченный природный мир часто появляется на страницах произведений разных писателей. Все авторы используют природу в своих творениях по-разному. У одних она просто фон действий: бывает прекрасным, бывает зловещим. Например, в рассказе Куприна «Белый пудель»: зловещая ночная мгла окружает Сережу на пути к даче «Дружба» за Арто. Другие писатели делают ее домом для своих героев, как в рассказе «Кукушка». У И.А.Бунина старый солдат чувствует себя на службе лесника в глухом лесу как дома. У третьих же силы природы не просто одухотворяются, а выступают как живые люди. Пример последнего мы видим в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка», которая по-другому названа «Весенняя сказка». Уже из названия можно сделать вывод, что силы весеннего пробуждения будут играть первую роль. Данное произведение писалось специально для постановки в большом театре и поэтому содержит много массовых сцен, песен. Музыкальное сопровождение готовил известный композитор П.И.Чайковский. Сюжет Островский взял из «Поэтических воззрений славян на природу», что уже показывает связь произведения с представлениями наших предков о роли сил природы.
Главная героиня пьесы — Снегурочка, дочь Деда — Мороза и Весны — Красны. Ее отец представляет силы природы и олицетворяет зимнюю пору: холодный, суровый, не доверяющий людям, потому что они веселые и легкомысленные, а главное поклоняются его заклятому врагу — богу Солнца Ярило. По этой же причине Мороз не доверяет и матери Снегурочки. Но его ледяное сердце полно теплом к дочери. Он считает, что Снегурочка должна быть так же холодна и строго исполнять правила, как и отец, не должна никого любить. Дед – Мороз пытается сберечь дочь от людей, видя в них неизбежную гибель для нее. Весна – Красна полная противоположность, она несет в себе первое пробуждение жизни, чувств, тепло, счастье, радость от встречи с Солнцем. Она тоже любит свою дочь, но не может ее спрятать от людей, так как и те ее дети. Весна приветлива и добра к берендеям, считает, что без любви нельзя жить. И этого она хочет и для своей дочери.
В начале произведения Снегурочка похожа на своего отца, Деда — Мороза. Она сурова к людям, необщительна, застенчива, не может прочувствовать ни радость за счастье подруги, ни страсти к влюбленным обожателям, поэтому одинока. Своей красотой она покоряет многих юношей и вызывает ненависть девушек. Но Снегурочка хочет узнать, что такое «любовь», «сердечный друг» и «милый», просит тепла у матери, чтобы стать счастливой, видя, как любовь украшает жизнь. Ради мгновенья любви она готова погибнуть. Лишь после того, как Снегурочка попросила у матери чуточку любви, сразу расцвела, весь мир ей казался прекрасным, этим она стала похожа на маму. Всю свою любовь Снегурочка подарила Мизгирю. Но ее главный враг — солнце Ярило растопил несчастную девушку, истинная любовь в ее сердце растопила внешнюю, холодную оболочку.
Автор, используя силы природы, показал, что настоящая любовь, так необходимая в наше время, делает с людьми невероятные вещи. Она, как еще одно явление природы, которое, как и другие, меняет людей в лучшую сторону. Поэтому пьеса имела успех и ставилась на сцене много раз.

Читайте также:  Выберите особо охраняемые природные территории заказник

Источник

Оцените статью