Открытый урок Живая и неживая природа
предметные : учащиеся с ограниченными возможностями здоровья научатся дифференцировать живую и неживую природу. формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятияформирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы
Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»;, рисунки детей.
— Ребята, сегодня у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями
2) Постановка целей и задач урока
— Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.
— Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.
— Давайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?
— Парты, компьютер, доска, стулья и т. д.
— Правильно. Ребята, это природа?
— Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.
— Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?
— Деревья, траву, небо, цветы и т. д.
— А их мы можем назвать природой?
— Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.
— Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.
— Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.
— Дерево, кошка, бабочка и т. д.
— Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?
— Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.
— Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.
— Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?
— Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.
— Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.
— Как дышит человек? А кошка? А рыбка?
— Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?
— Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?
— Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?
— Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?
— Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.
— Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.
— Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и
природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.
Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.
4) Закрепление изученного материала
— Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.
Источник
Открытый урок. «Живая и неживая природа»
предметные: учащиеся научатся дифференцировать живую и неживую природу.
формировать понятия «природа», «живая природа», «неживая природа» и развивать умение их дифференцировать
развитие мышления, умения классифицировать и исключать лишние понятия; развитие памяти; зрительного и слухового внимания и восприятия
формирование уважения и бережного отношения к природе, развитие умения видеть красоту природы
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
- самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии;
- осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- строить монологическое высказывание.
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты : формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
- регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
- познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Персональный компьютер; презентация на тему «Живая и неживая природа»; индивидуальные задания на отдельных листах; ручки; цветные карандаши, рисунки детей.
— Ребята, сейчас у нас особенный урок. Его буду вести я и на нем присутствуют гости. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями
2) Постановка целей и задач урока
— Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня. Вам подскажут картинки, которые вы видите на экране.
— Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы вспомним все, что о ней знаем. Тема нашего урока – живая и неживая природа.
— Д авайте посмотрим вокруг. Что нас окружает? Что вы видите?
— Парты, компьютер, стулья и т. д.
— Правильно. Ребята, это природа?
— Нет. Это вещи. Они сделаны руками человека.
— Хорошо. А теперь посмотрим за окно. Что вы там видите?
— А их мы можем назвать природой?
— Да. Это природа. Они не сделаны руками человека.
— Верно. Значит, природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.
— Мы выяснили, что такое природа. Кто вспомнит, какая бывает природа? На какие две группы можно разделить объекты природы? Давайте посмотрим на экран.
— Дерево, кошка, бабочка и т. д.
— Правильно. Это живая природа. Что же относится к живой природе?
— Звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, грибы, бактерии.
— Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая.
— Правильно. Как же мы можем отличить живое от неживого?
— Живое дышит, питается, растет, размножается, двигается, умирает.
— Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы. Все живое обязательно дышит, питается, передвигается, растет, дает потомство.
— Как дышит человек? А кошка? А рыбка?
— Что ест человек? А кошка? А корова? А гусеница?
— Как растет дерево? А бабочка? А лягушка?
— Какое потомство у человека? У кошки? Собаки? Медведя?
— Как двигается человек? А птица? А рыба? А дерево?
— Мы выяснили, что относится к живой природе и как мы можем отличить живое от неживого. А что же относится к неживой природе? Смотрим на экран.
— Итак, неживая природа – это камни, земля, вода, солнце, горы, песок, звезды.
— Мы выяснили, что нас окружает мир вещей с одной стороны и
природа – с другой. Природа – это все то, что не создано руками человека.
Природа бывает живая и неживая. Все живое дышит, растет, питается, двигается, дает потомство, умирает.
4) Закрепление изученного материала
— Сейчас мы сыграем в игру «Угадай, где природа». Я буду вам называть слово, а вы говорить, природа это или нет, и если природа – то какая, живая или нет. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Постарайся дать ответ – где природа, а где нет.
5) индивидуальное задание на отдельных листах
6) Решение теста «Живая и неживая природа»
Сопровождается показом слайд-шоу. Дети по очереди читают вслух вопросы и отвечают на них.
- Все, что нас окружает
- Все, что нас окружает и не создано руками человека
- Все, что создано руками человека
- Природа бывает живая и неживая
- Природа бывает только живая
- Природа бывает только неживой
3) Что относится к неживой природе?
4) Что относится к живой природе?
5) К какой группе можно отнести человека?
- Человек – это живая природа
- Человек – это неживая природа
- Человек – это не природа
6) Что не является природой?
Заполнение таблицы «Живая природа/Неживая природа». У каждого ученика свой экземпляр таблицы. Дети вписывают предложенные слова в соответствующие графы.
10) Подведение итогов урока
— Что вам больше всего запомнилось?
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те действенные формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой и учителями начальных классов.
При изучении стандартов второго поколения я выделила для себя принципиальное отличие в переходе на новый уровень образования. В основе лежит деятельностный подход. Ребёнок познаёт окружающий мир через деятельность, которая должна стать основой обучения. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Главная моя задача при подготовке уроков — уйти от монологической речи учителя, прийти к тому, что ребёнок получает знания не потому, что он внимательно слушает учителя, а потому, что он через деятельность соприкасается с новыми знаниями. Изменились функции учителя. Учитель лишь сопровождает ребёнка. Стараюсь строить урок так, чтобы ученик мог почувствовать себя хозяином урока: что он может ответить, когда ответить, как ответить. При таком подходе ученик не загнан в определённые «рамки», я даю ему возможность высказать своё мнение. Работая в системе, применяя деятельностный метод, я стремлюсь раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к образованию, к учёбе.
Ключевой позицией моей методической работы является формирование у детей способности учиться, то есть развивать способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При организации учебной деятельности на уроке я ставлю перед собой задачу самореализации обучающихся. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей.
Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов не только предоставляет новые возможности ученику и учителю, но и повышает ответственность за формирование личности, гражданина. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Все упражнения продуманы так, что каждый ученик, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цели урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
При планировании уроков я стараюсь следовать требованиям к современному уроку:
— самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
— учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
— обязательная рефлексия учащихся на уроке;
— высокая степень речевой активности учащихся на уроке.
Источник