Открытый урок по познанию мира «Явления природы»
Системно-деятельностные : ученики смогут самостоятельно вести наблюдение, анализировать природные явления, делать выводы.
Виды работы : работа в группе
Оборудование: учебник, презентация, фото явлений природы, конверты с заданием
Межпредметные связи : русский язык, самопознание
Проблемный вопрос? Могут ли явления природы быть опасными для человека?
I Организационный момент Психологический настрой
1. — Всем, всем добрый день! Я рада видеть вас снова в нашем тесном кругу. Каждый день приносит человеку радость, возможность узнать что-то новое, возможность испытать новые ощущения. Мне очень хочется, чтобы сегодняшний день принес вам радость открытий, радость общения.
Здравствуйте все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня!
Рады мы всем, кто верит доброте!
2. Поиграем. Речевая игра «Я радуюсь природе» / по цепочке дети завершают фразы, предложенные педагогом/
— Я радуюсь солнышку, потому что…
— Я радуюсь дождику, потому что…
— Я радуюсь цветам, потому что…
3. деление на группы по временам года, а одна группа это помощники учителя- группа учёных.
— Работать вы будете в группах, где важно обмениваться мнениями, сообща решать задания и принимать решения. В ваших группах руководить работой будут бригадиры, они будут оценивать вашу работу на листках контроля. Не забывайте о правилах работы в группах.
— Скажите, что такое природа?
— Природа — это то,( что нас окружает: степи, горы, моря, реки, звери и насекомые. Человек – тоже часть природы.) Человек ласково называет окружающий его мир: «Матушка-Природа».
— что относится к живой природе? К неживой природе?
— признаки живого организма?
— Дети! Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма о замечательной природе Казахстана (Просмотр видеоролика «Мгновенье)».
— Что вам запомнилось в фильме?
— Что вы почувствовали к природе? Выберите карточку с подходящим словом.
Наборы карточек со словами: доброта , ненависть , зависть , любовь , теплота, радость, г рубость, взаимопонимание , прощение , ж естокость, забота.
Чтобы подвести итог мы с вами составим акростих на слово природа
И- интересная, изумительная
Р- разнообразная, редкой красоты
О- оригинальная, опасная
III . Постановка цели и задач урока
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице? (Холодно)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Явлений в природе очень много, давайте познакомимся с некоторыми из них.
— . Проверка Д/З КОПИЛКА ЭРУДИТА
2.определение темы урока
Прослушать звуки дождя, грозы, ветра
-о чем мы сегодня будем говорить? ( явлениях в природе)
— подводим, обобщаем ответы
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
IV Усвоение новых знаний
1. Работа по учебнику и дополнительной информации, составление постеров и последующая защита
Формативное оценивание Светофор
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Вправо — влево, взад- вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
3.выступление группы учёных: стихийные бедствия, катастрофы
V Закрепление знаний и способов действий
Тестирование (цифры 1,2,3)
VI итог урока игровой момент Горячий покорн
VII рефлексия самооценка «Лесенка успеха»
Круг «От сердца к сердцу»
— На прощание я хочу познакомить вас с человеком, у которого всегда все получается, слова не расходятся с делом, который старателен и аккуратен при выполнении любой работы. Откройте шкатулку, загляните в нее, передайте по кругу. Кого вы там увидели? (себя)
Пусть труд приносит вам и вашим родителям радость, счастье и удовлетворение! Спасибо за работу.
Источник
Открытый урок по теме «Стихийные явления»
план-конспект урока по географии (8 класс)
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом…)
Урок открытия новых знаний
Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, ПК, проектор
— Все встали. Давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем, друг другу успехов на уроке. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Проверка домашнего задания.
— Тестовая работа (взаимопроверка).
1. Устойчивые участки земной коры называются:
А) платформы; В) складчатые области.
А) платформах; В) в складчатых областях;
3. Общий уклон территории России:
4. Средняя высота территории России составляет чуть более:
5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) деятельность ветра; Г) деятельность человека.
6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:
7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:
8. Какие формы рельефа образованы человеком?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:
А) плита; В) осадочный чехол;
А) границах литосферных плит; В) платформах;
3. В рельефе России преобладают:
4. Высшая точка России – это гора:
А) Ключевская Сопка; В) Белуха;
5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) землетрясения; Г) движения земной коры.
6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?
7. К ветровым формам рельефа относятся:
8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
— Индивидуальная работа ( создать форму рельефа).
— Индивидуальный монологический ответ на вопрос: Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время?
Задание № 1. «Распределите эти явления по географическим оболочкам» – работаете парами.
Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.
Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.
На доске записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.
— Что объединяет эти понятия?
— По какому признаку вы это определили?
— Итак, какова тема нашего урока? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Задание: Для того чтобы определить тему урока, соотнесите цифры и буквы.
4. Изучение нового материала.
-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы — мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.
Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это — обманчиво. Мгновение — и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. И все это так внезапно и неожиданно!
1. Определение понятия «стихийные явления»
Работа с учебником, запись определения в тетрадь.
Задание: Пожалуйста, открываем учебники, страница 62, параграф 12. Найдите в тексте определение понятия «стихийные явления».
- Проверка опережающего задания: «Какие стихийные явления, связанные с литосферой, происходили в последнее время в Р оссии, мире?»
Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения на территории России и последствия.
Для этого объединимся в небольшие группы, в каждой группе заполняется в таблице свое природное явление. Затем группа отчитывается, а остальные ребята до конца заполняют свою таблицу. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.
Группы изучают стихийные явления, заполняют таблицу, наносят районы их распространения на контурную карту.
Толчки
и колебания земной поверхности, вызванные разрывами
и смещениями
в земной коре
Камчатка,
Курильские острова,
Забайкалье,
становой хребет,
Кавказ
Разрушения, гибель людей, трещины, оползни
Грязекаменный поток из-за ливня, бурного снеготаяния
Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, Черского
Разрушительная сила, внезапность, уничтожают посевы, разрушают плотины
Отрыв и падение масс горных
пород вниз со склонов гор под
Обвалы возникают на склонах речных
берегов и долин, в горах, на берегах
сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести
возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами
Горы Северного Кавказа, в Тыве- Монгун- Тайга
Вывод: Каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.
Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы.
Первичное закрепление. 1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.
- Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
- Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
- Колебания земной поверхности – (землетрясения)
- Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
- Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
- Падение больших масс горных пород – (обвал)
2. Покажите на карте сейсмоактивные области России.
Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?
5. Действия в условиях стихийных бедствий.
— Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время землетрясений, сели, лавины, обвала.( по выбору)
ЕСЛИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ НАЧАЛОСЬ НЕОЖИДАННО, КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ПОМЕЩЕНИИ:
1. встаньте в дверной проём у внутренней стены»
2.при обрушении потолка спрячьтесь под столом;
3. в темноте пользуйтесь фонариком , а не спичками и свечками;
4.по лестнице подъезда спускайтесь , спиной прижимаясь к стене;
5. на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущий в панике толпы.
(от момента ,когда вы почувствуете первые толчки , до опасных для зданий колебаний у вас 15-20с). Быстро выйдите из здания ,взяв документы , деньги и предмет первой необходимости .
5. Домашнее задание (по выбору)
— используя интернет-ресурсы составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.
— подготовить презентацию по одному из стихийных явлений природы.
-заполнить 4 графу таблицы «Последствия стихийного явления»
— Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
— Что вы узнали нового, познавательного?
— Какие виды работы вам понравились?
Источник