Открытый урок тема птицы

Открытый урок биологии в 7 классе по теме «Класс Птицы»

Тема урока: Среда обитания и внешнее строение птиц.

Цель урока: формирование знаний учащихся оособенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

  • обеспечить знание учащимися общей характеристики птиц, особенностей их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
  • способствовать развитию у школьников умений анализировать и сравнивать познавательные объекты;
  • создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность, исследовательскую работу;
  • воспитывать стремление к сохранению видового разнообразия птиц

Форма урока: урок — исследование

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы : частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование : чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

2. Актуализация знаний: Звучит монолог Екатерины из произведения «Гроза» Островского «Отчего люди не летают?

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос?

Чудо полета — это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет — это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. О каком классе пойдёт речь? Запись темы урока. Демонстрация видиофильма о птицах.

Птицы — это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

3. Операционно- исполнительский этап.

3.1.Постановка проблемы:

Какие вопросы у вас возникают, глядя на этих удивительных созданий?

3. Зачем птицы прерывают полёт?

На какой вопрос мы должны дать ответ? (О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ПОЛЁТУ)

Чтобы разрешить возникшие вопросы мы проведем ряд исследований. Наука о птицах называется ОРНИТОЛОГИЯ, а мы будем с вами орнитологами- исследователями.

3.2. Определение темы исследования.

Объектом исследования является Класс Птицы.

Предмет исследования: приспособления птиц к полёту.

3.3. Определение цели исследования.

Целью нашей работы является изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

3.4. Выдвижение гипотезы.

Каким образом мы сможем достигнуть цели урока? (ответы детей)

3.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. ( работа с учебником, допол. информацией, микроскопом, набором перьев, чучелами птиц)

3.6. Составление плана исследования:

Выполните задание «Внешнее строение птицы» . (Выполняют все)

Работа с чучелами птиц- натуральными объектами по плану:2-3 мин.

1гр.-грач 2 гр.-воробей 3гр.- ласточка

1)Приспособленность во внешнем строении:

Афиширование результатов. Слайды.

Читайте также:  Голубое яйцо чье птица

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

_____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

2) Изучение отделов тела:

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Вывод: У птиц хорошо развиты_____________, которые помогают______________ в полёте. Шея___________, обеспечивает лучшую_________тела.

Верхние конечности(название, где расположены, покров)

Нижние конечности(где расположены, какая часть не имеет оперения, чем покрыта?)

Сравните по таблице строение нижних конечностей у разных птиц, с чем связаны отличия?

Вывод: Верхние конечности преобразованы в______________. Нижние конечности имеют___________, которая не имеет пера и необходима для взлёта и посадки птицы.

3 гр.Особенности покрова тела:

Вопросы для самостоятельной работы:

«С земли ребёнок поднимает, а через забор и силач не перекинет»

Замок – молния , как связано с темой?

1. Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

2. Изучите строение пера с помощью интерактивного микроскопа, и рассмотрите рисунок в учебнике. Подпишите части пера.

http://jul-germanova.narod.ru/peria.jpg

3. Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

4. Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.

Вывод: ___________ покров состоит из________,________,________,_______перьев. Строение пера делает его______,_____,______.

5. Как птицы заботятся о своём оперении? (учебник)

У современных птиц есть два основных типа перьев — контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) — коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6), они играют роль в осязании.

Группы докладывают о полученных результатах своих исследований.

1гр. работа с таблицей.

2гр. работа с таблицей

3гр. Как о своём оперении заботятся птицы? (косметика птиц).

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект: МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНИКА: Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно.

Читайте также:  Нейронные сети распознавание птиц

Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой — ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.

6. Первичное закрепление:

Почему же птицы летают? Как они приспособлены к полёту? Анализ полученной таблицы. Выводы: Птицы очень хорошо приспособлены к полёту во внешнем строении: обтекаемая форма тела- уменьшение трения, перьевой покров, который и защищает от холода, и уменьшает сопротивление в полёте. Наличие хвоста, регулируют направление полёта. Образование цевки- как посадочного устройства. Органы чувств.

7. Рефлексия познавательная: Почему же люди не летают?

8. Закрепление: тест выполнить.

Но не возникал ли у вас вопрос: А зачем птицам летать?

1. Чтобы — строить гнезда повыше.

2. Чтобы — спасаться от врагов.

3. Чтобы — ловить добычу в воздухе.

4. Чтобы — высматривать добычу на земле.

5. Чтобы — добираться до теплых мест, где больше пищи.

Предложите свои варианты ответа.

Второй вопрос: Зачем птицы прерывают полет?

5. Чтобы — собирать корм с земли.

Предложите свои варианты ответа.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету во внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

9. Рефлексия учебная: на доске карточки, поставить магниты.

Зачем птицы прерывают полёт

Фамилия, имя_____________________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Источник

Конспект открытого урока по теме: «Птицы»

Обобщающий урок по теме: Птицы. Обобщающий урок. 8 класс.

Цель урока: Обобщить знания ребенка по теме птицы.

Проверка опорных понятий: птицы, признаки птиц, внешнее строение птиц, узнавание птиц по изображению.

(Формирование регулятивных БУД):. Коррекция внимания, восприятия. Коррекция аналитичексих и синтетических свойств мышления, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитывать интерес к изучаемой теме, к окружающему миру, желание ценить красоту природы, желание узнавать новое.

Оборудование: Компьютер, учебник А.И.Никишов Биология. 8 класс, раздаточный материал, демонстрационный материал.

I . Организационный момент

-Здравствуй, Саша. Я рада тебя видеть. Сегодня такой замечательный солнечный день, давай улыбнемся друг другу. Давай проверим все ли у нас на столе, что нам понадобится на сегодняшнем уроке: учебник, компьютер, карандаш и конечно наше хорошее настроение.

Читайте также:  Какие птицы едят ячневую крупу

II . Проверка домашнего задания.

-Саша для домашний работы тебе было задание на страницы 132 рассмотреть картинки, изучить, как содержатся птицы на больших птицефабриках. Расскажи, что ты узнал о разведении цыплят на фабриках?

Саша: Крупные птицеводческие хозяйства имеют цехи для содержания цыплят. В инкубаторном цехе круглогодично из яиц выводят цыплят. Отсюда их переводят в специальные помещения в которых установлены грелки. Цыплят кормят 6-7 раз в сутки. Подросших цыплят содержат на открытом воздухе. Там устанавливают домики, где они прячутся от дождя и жары.

-Молодец, я вижу ты справился с домашней работой.

III Постановка цели и задач урока

Теперь я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

— Как ты думаешь, о ком или о чем пойдет речь на уроке?

— Правильно. Мы с тобой прошли большой раздел о птицах. И сегодня я предлагаю тебе вспомнить и обобщить наши знания о них.

IV . Актуализация опорных знаний.

-Мы знаем, что птицы живут всюду на Земле, кроме Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, водоемы.

-Саша я предлагаю тебе сейчас сложить небольшой пазл. ( На столе лежит разрезанная картинка с изображением птицы. Саши предлагается сложить картинку).

У нас получилась птица. Давай глядя на нее вспомним общие признаки птиц. У птиц мы можем различить?

Саша: Голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и две пары конечностей.

Самки птиц откладывают яйца. Они могут быть разные по окрасу, размеру. Однако все они одинаковы по строению. Открываем страницу 102 нашего учебника. Глядя на иллюстрацию давай вспомним строение яйца.

Саша: Скорлупа, канатик, белок, зародышевый диск, желток, воздушная камера, подскорлупная оболочка.

-Большинство птиц строят гнезда, на земле, на деревьях или камнях. Зачем они это делают?

Саша: гнездо защищает яйца от вредителей, прячет их. Еще чтобы они не раскатывались. Птицы яйца же насиживают. Под влиянием тепла, в яйце развивается зародыш. Желток и белок-это их пища и вода.

Хорошо Саша. Теперь я предлагаю тебе немного отдохнуть и послушать пение птиц. Для того чтобы послушать пение птицы тебе надо будет нажать на изображение птицы.

( Прослушивание записи) .

Мы знаем, что птицы делятся на хищных, птиц леса, птиц кормящихся в воздухе и птиц водоемов. ( раскладываю карточки) Саша разложи изображения птиц по признакам. Чем питаются лесные птицы? Почему хищных птиц называют хищными? Почему у утки не намокают перья в воде? Саша подумай и вспомни о каких птицах мы сегодня не говорили? (Ответ ученика). Молодец. Всех вспомнили. Ты сегодня очень хорошо поработал. В конце урока я предлагаю тебе самостоятельно выполнить тест. Саша тебе будут предлагаться вопросы, которые будут сопровождаться картинками, на каждый вопрос будут предлагаться на выбор несколько вариантов ответа. Тебе нужно выбрать правильный.

Источник

Оцените статью