Отличие сознания от психики высших животных
Активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека.
Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе — с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Под воздействием характера деятельности изменялись морфофизиологические особенности организма: развивалась рука – развивались большие полушария головного мозга, вырабатывалось прямохождение – развивался мозжечок и т.д. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.
Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.
Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана спотребностями, возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характерцели. Способность к целеполаганию присуща только человеку и является одной из основных особенностей сознания. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее. Реальность, преобразованная в мыслях, может стать действительностью в результате практической деятельности. Таким образом, идеальное превращается в материальное, сознание через практику оказывает воздействие на породившую его действительность.
[Творческая активность человека привела к созданию искусственного электронного мозга, способного выполнять многие сложные мыслительные операции. В результате этого возник вопрос: может ли искусственный мозг заменить или даже превзойти человека? Прежде всего, следует отметить, что мыслит не мозг человека, а человек с помощью мозга. Сознание не только функция мозга, оно имеет общественную природу, развивалось в процессе длительной эволюции, обусловлено многовековой культурой. Сознание активно и способно к творчеству. Оно включает в себя не только мыслительную деятельность, но также чувства, эмоции, волю, оценки. Возможности искусственного мозга ограничены: машина действует только по программе, заданной человеком, она не обладает чувствами, не способна предвидеть незапланированное изменение ситуации.]
4.Структура сознания.
В структуре сознанияможно выделить несколько основных элементов.
I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувствспособностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.
II–логико-понятийный компонентсознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.
IиIIсферы сознания образуют еговнешнепознавательную составляющуюи соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.
III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.
IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.
III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.
Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.
5.Сознание и язык.
Язык– это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности.
Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:
- язык мимики и жестов,
- язык цифр, формул, схем,
- искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),
- знаки-символы,
- знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),
- знаки-признаки (*озноб, туча) и др.
- «Я помню чудное мгновенье. » (А.С. Пушкин, 1825 г.);
- «Ты, как луч лазера, пересекла мою жизнь и осталась в ней устойчивой интерференционной картиной. Когда ты проходишь мимо, я чувствую себя абсолютно черным телом, так как поглощаю абсолютно все длины волн, излучаемые тобой. Однако ты всегда держишься от меня на фокусном расстоянии. Мы с тобой как два атома в узлах кристаллической решетки. » (Из письма 10-классника, 2004 г.)
Источник
3. Сравнительный анализ психики животных и человека. Происхождение сознания
Сознание — высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.
Качественные отличия психики животных от человеческого сознания
Психика животных
Психика человека
- Поведение животного происходит в рамках биологических мотивов (добыть пищу, сохранить себя, продолжить род).
- На 9/10 поведение человека побуждается не биологическими мотивами, а духовными.
- Животные не передают опыта друг другу, т.к. у них нет формулы передачи опыта.
- Животные действуют только в пределах наглядной ситуации.
- Животные не готовят орудия впрок, не хранят орудий, не применяют одно орудие, чтобы сделать другое орудие, не закрепляют за орудием постоянную функцию.
4. Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания
- Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы.
- Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения.
- Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения — сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
- дремота — могут возникать сноподобные галлюцинации;
- поверхностный сон — сознание отключается;
- дельта-сон — это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.
- напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности,
- нормальное бодрствование – человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми
- расслабленное бодрствование – готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.
Источник