- Сходства и отличия человека и млекопитающих животных.
- Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различие.
- Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
- Сходство и отличие человека и млекопитающих животных.
- 1)Основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.
- 2)Доказательства происхождения человека от животных.
- Значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.
Сходства и отличия человека и млекопитающих животных.
I. Место человека в системе органического мира. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.
2. Сходство человека и млекопитающих животных: четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.
3. Направления эволюции человека: усложнение мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенствованием руки как органа труда.
4. Отличие человека от млекопитающих: развитие головного мозга (по массе в среднем превышает мозг шимпанзе и гориллы в 3—4 раза), прогрессивное развитие областей мозга, связанных с появлением членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования, относительное увеличение мозгового отдела черепа и уменьшение лицевого, редукция волосяного покрова, S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами, расширенная форма таза, сводчатая стопа с расширенным большим пальцем, противопоставление большого пальца кисти остальным, развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук.
Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Их сходство и различие.
1. Строение растительной и животной клеток. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства — доказательство родства растений и животных. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.
2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).
3. Жизнедеятельность клетки. Питание, дыхание. Рост. Деление (размножение) клеток. Создание клеточной структуры в процессе питания из органических веществ. Сущность дыхания: окисление органических веществ клетки и освобождение энергии, которая используется в процессах жизнедеятельности. Рост молодых клеток и их старение. Размножение клетки путем деления.
Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
1. Материальные основы наследственности человека — 46 хромосом со многими тысячами расположенных в них генов, локализация их в ядре клетки. Изменение структуры, химического состава ружение 47-й хромосомы у больных синдромом Дауна, расположение гена гемофилии, дальтонизма в Х-хромосоме. Изучение однояйцевых близнецов с целью определения роли хромосом и генов с одной стороны и влияния среды, воспитания в проявлении одаренности, предрасположенности к различным заболеваниям — с другой.
2. Причины изменения хромосом и генов, способствующих проявлению наследственных заболеваний у потомства, — загрязнение окружающей среды химическими и радиоактивными веществами, другими мутагенами (веществами, вызывающими мутации — наследственные изменения, связанные с нарушением строения хромосом и генов, процесса образования половых клеток и др.), наркомания, алкоголизм.
3. Изучение наследственности человека с целью выявления наследственных заболеваний, их причин, принятия мер для предупреждения их возникновения, проявления у потомства. Выявление тенденции увеличения от поколения к поколению числа мутаций, отрицательно влияющих на наследственность человека. Раннее распознавание характера заболевания, определения его наследственных основ — необходимое условие профилактики, его лечения.
4. Методы изучения наследственности человека, природы наследственных заболеваний, выявления связи их с нарушениями числа, структуры и химического состава хромосом, генов. Примеры наследственных заболеваний: болезнь Дауна, гемофилия, дальтонизм и др., а также наследственная предрасположенность к туберкулезу, шизофрении, эпилепсии и др. Выявление около 100 аномалий, связанных с нарушением числа или структуры хромосом, изменением состава генов.
5. Разнообразие методов изучения наследственности человека. Изучение родословных людей, в семьях которых обнаружены различные наследственные заболевания. Выявление наследственного характера заболеваний: гемофилии (несвертываемость крови), дальтонизма (неразличение ряда цветов, например коричневого и зеленого), болезни Дауна.
6. Предупреждение проявления наследственных заболеваний: генетическая консультация супружеской пары с целью определения степени риска появления детей с отклонениями от нормы; применение лечебных препаратов в раннем возрасте для нормализации процессов жизнедеятельности.
Источник
Сходство и отличие человека и млекопитающих животных.
1)Основные черты сходства и отличия человека и млекопитающих животных.
Человек, как биологический вид, занимает определенное систематическое положение в животном мире. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек разумный.
- Внутриутробное развитие
- Наличие молочных и потовых желёз
- Четырехкамерное сердце
- Хорошо развитая кора головного мозга
- Наличие диафрагмы
- Теплокровность
- Ушная раковина
- Сходство в строении внутренних органов
- Прямохождение
- Широкий таз
- Плоская грудная клетка
- Хорошо развит большой палец
- Слабые челюсти
- Маленькие клыки
- Хорошо развит мозг
- Есть подбородочный выступ
- Редукция волосяного покрова
- S-образная форма позвоночника с четырьмя изгибами
- сводчатая стопа с расширенным большим пальцем
- противопоставление большого пальца кисти остальным
- развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук
2)Доказательства происхождения человека от животных.
По многим признакам человеческий зародыш похож на зародыши других позвоночных. У него есть жаберные щели, как у зародыша рыб, сердце представляет собой трубку с пульсирующими стенками: есть клоака, как у яйцекладущих. В возрасте 1,5 – 3 месяца у человеческого зародыша заметно развит хвостовой отдел позвоночника. Мозг состоит из пяти мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы. Со временем появляются извилины, увеличивающие поверхность мозга, он приобретает черты строения, присущие человеку. Человек сходен по строению с человекообразными обезьянами: шимпанзе, гориллами, орангутангами. У них 4 группы крови, общие паразиты, общие заболевания. У человека также есть рудименты(копчик, аппендикс, третье веко) и атавизмы( хвост, густой волосяной покров, многососковость).
Значение в эволюции человека прямохождения и трудовой деятельности.
Человек ходит на двух ногах, его тело приспособлено к прямохождению. Это помогло освободить руки для трудовой деятельности. Руки были способны к выполнению многих функций: хватания, удерживания, бросания предметов. Труд начинается с изготовлений орудий труда. Трудовая деятельность, в свою очередь связана с умственной деятельностью. Развитие ума приводит к возникновению речи. У человека появляется вторая сигнальная система.
Используя комнатное растение, указать черты приспособленности к выполнению воздушного питания.
Орган воздушного питания у растения – лист. Для воздушного питания характерно поглощение листьями СО через устьица и образование органических веществ из СО и Н О с использованием солнечной энергии. Приспособление к поглощению СО — большая поверхность листовой пластинки, её плоская форма и множество устьиц. Приспособление к использованию солнечной энергии – прозрачная кожица листа и множество хлоропластов в клетках основной ткани.
Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток.
Источник