10. Сознание человека и психика животных: критерии и различия. Деятельность человека и поведение животных: сходство и критерии различия.
Для сознания характерен и ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных.
Первое отличие. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.
1)Прежде всего, отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий. Иначе говоря, сознание человека изменяется, как уже отмечалось, в историческом плане. О таком изменении, конечно, не приходится говорить применительно к психике животных.
2)Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд, кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет место изменение отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
3)Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.
Второе отличие. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа. «Сознание человека, — писал В. И. Ленин, — не только отражает объективный мир, но и творит его».
Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
Третье отличие. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Как для психики животных, так и для сознания человека характерным является то, что внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся внутренние особенности. И в том и в другом случае имеет место субъективное отражение объективного мира. Но субъективность отражения принципиально разная. Во-первых, о субъективности отражения на уровне психики животных можно говорить условно, понимая под субъективностью лишь то, что отражение действительности каждым животным несколько различно. Человек же выступает как субъект познания, поскольку его познание носит сознательно целенаправленный характер, и он осознает то, что отражает. Во-вторых, различным оказывается опыт, через который преломляются внешние воздействия у животных и у человека. Опыт животных складывается на основе только его жизнедеятельности и носит конкретно-ситуативный характер. Опыт человека включает не только то, что он приобретает в процессе собственной практической деятельности, но и обобщенный опыт, накопленный человечеством. В-третьих, разной оказывается вся анатомо-физиологическая основа, посредством которой совершается преломление внешних воздействий через внутренние особенности животного и человека.
Четвертое отличие. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.
Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Однако оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру. В биологической борьбе за существование выживают те животные, которые, отражай изменяющиеся внешние условия, успешно к ним приспосабливаются. Проверяемое практикой отражение мира на уровне сознания представляет собой процесс познания мира в его существенных связях и отношениях.
Пятое отличие. Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой, отличающей его от психики животных.
Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в понятиях позволяет людям сознавать не только настоящее, но и знать свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следственные связи.•Зная причинно-следственные связи, человек может предвидеть будущее. Для сознания человека характерно не просто опережающее отражение, как это имеет место у животных, но и прогнозирование будущего.
Шестое отличие. Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Специфической особенностью сознания человека является и то, что оно проявляется в определенном отношении к объективной действительности. Человек не только познает окружающий мир, но, так или иначе, относится к нему.
Отношение человека к действительности свидетельствует о том, что он выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как субъекта познания, активного воздействия на объективную действительность и собственного отношения к ней. Все это выражается в самосознании человека.
Сознание и самосознание.Самосознание — это такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающими людьми и в процессе собственной деятельности.
Особая форма сознания — самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.
Источник
Деятельность человека и ее отличие от поведения животных.
Термин «человеческая деятельность» имеет очень простое определение – это взаимодействие с окружающим миром. С точки зрения обществознания интересна именно деятельность человека как осознанная, целесообразная активность, ее отличие от деятельности животных (бобры ведь тоже ведут трудовую деятельность, создавая плотины, а львы проявляют социальную активность, образовывая свои прайды), а также виды этой деятельности.
Итак, деятельность – это способ активного отношения человека к миру, в процессе которого человек изменяет и мир, и себя. Человек при этом является субъектом, а объектом то, на что направлена деятельность. И за всем этим стоит цель, то есть мотивация деятельности, ожидаемый от нее результат.
Отличие поведения человека от поведения животного.
В чем же отличие поведения животного от деятельности человека?
- По характеру взаимодействия с окружающей средой – животные приспосабливаются, а человек еще и преобразовывает природные и социальные условия.
- По цели деятельности – животные руководствуются инстинктами, а человек может сам ставить определенную цель.
- По типу поведения – у животных оно целесообразное, а у людей целесообразное и целеполагающее, то есть человек может удовлетворять не только текущие свои потребности, но и те, которые когда-нибудь в будущем возникнут.
От себя могу еще добавить, что у животных нет потребностей культурного и социального характера, поэтому соответствующих видов деятельности у них тоже нет.
Фридрих Энгельс сказал, что труд создал из обезьяны человека. Можно соглашаться с теорией Дарвина или нет, но труд однозначно создал из первобытного человека современного. Доказательством может служить тот фактор, что деятельность человека влияет на его физическое развитие. Например, у нынешнего поколения гораздо лучше развиты пальцы рук, чем у предыдущих, благодаря — кто бы мог подумать — мобильным телефонам, как кнопочным, так и сенсорным.
В завершение стоит отметить, что именно деятельность человека стала средством его существования и выживания. У нас нет мускулатуры медведя, когтей и клыков тигра, зато есть разум, изобретательность и логика, которые делают именно человека «венцом творения».
Источник