30. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных f
Теория Штерна: человек в своем эмбриональном развитии проходит все стадии развития животных. Но эту теорию раскритиковали за биологизаторство. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических закономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на этих исследованиях. Позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.
В онтогенезе с самого начала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждой стадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии сами процессы развития в онто — и филогенезе имеют разную направленность: развитие в филогенезе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психики. Антиципирующий эффект развития достигается за счет закономерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленным на цель развитием — как реализация определенной видотипичной программы.
Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем — обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.
В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуального развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем развитии f закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду. В подходах Ж. Пиаже и X. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект — среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический механизм (система психических процессов и способ их организации), а во- вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточно адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадии развития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной для данного филогенетического уровня. Таким образом, особенности онтогенетической стадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторять особенности тех же самых или других онтогенетических стадий (а тем более «взрослого» уровня развития других филогенетических стадий).
В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека.
В настоящее время с позиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны и интерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативной функции, эмоционального развития, компонентов и уровней самосознания и других психических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных
В первой половине XX в. Были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза человека и высших приматов. Все эти исследования показывают, что перцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходную динамику развития. Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). В освоении рисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивного языка и даже использование коммуникативных жестов также во многом сходно, как и формирование физического и эмоционального компонентов отношений привязанности. Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.
Уже в первые месяцы у человеческого ребенка появляется «комплекс оживления» как первое комплексное средство общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная реакция, но в ней нет тех компонентов, которые становятся ведущими в развитии общения у ребенка: обмен взглядами и улыбкой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средства включаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие его интеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир индивидуально. Коммуникативные средства не переходят у них в средство организации интеллекта и не становятся речь (и не появляется речевого мышления).
Эти выводы в разных аспектах и в разной интерпретации содержаться практически у всех исследователей. Большинство ученых подчеркивают, что одним из важнейших отличий онтогенеза человека является усиление и качественное изменение роля взрослого в развитии ребенка. Эти исследования позволяют сформулировать основные этапы преобразования онтогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта со средой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особей в обеспечении условий развития потомства. Ладыгина-Коте: наблюдения за шимп. И реб. Сходства и различия.
Источник
Онтогенез человека
Онтогенез человека – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл, начиная от зиготы и до смерти.
Термин «онтогенез» введен Э. Геккелем в 1866 г. В процессе онтогенеза происходят рост, дифференцировка и интеграция частей развивающегося организма.
Онтогенез есть реализация генетической программы развития, которая ориентирована на постепенную коррекцию морфологии и функций организма под влиянием внешних факторов и для согласования с ними.
Онтогенез человека составляет несколько крупных периодов, свойственных развитию всех многоклеточных организмов, особенно высших животных, сходных с человеком. В общем виде схема периодизации онтогенеза человека включает эмбриогенез, появление на свет, детство, юность, репродуктивный период, период старения.
Существует несколько вариантов периодизации онтогенеза человека. В 1965 году на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии была принята периодизация постнатального развития (т. е. после рождения), нашедшая широкое применение в отечественной антропологии, педиатрии и педагогике (табл. 1).
Таблица 1. Периодизация постнатального онтогенеза человека (VII Всесоюзная конференция по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, 1965)
1. Новорожденные
2. Грудной возраст
3. Раннее детство
4. Первое детство
5. Второе детство
6. Подростковый возраст
7. Юношеский возраст
8. Зрелый возраст
9. Пожилой возраст
10. Старческий возраст
11. Долгожители
Один из последних вариантов периодизации онтогенеза принадлежит известному антропологу Б. Богину (1999), который обобщил большой материал, относящийся к индивидуальному развитию представителей разных рас и этносов, в том числе народов с примитивной культурой. В этой периодизации выделены стадии, имеющие особое значение с точки зрения эволюционной антропологии: детство, ювенильный и подростковый периоды (табл. 2).
Таблица 2. Периодизация постнатального онтогенеза человека (Б. Богин, 1999)
Характеристика
Период новорожденности
от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания
Младенчество
2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом аспектах (хождение, речь)
с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных маляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии, хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых
Ювенильная стадия
девочки – 7 – 10; мальчики – 7 – 12 лет: замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками
начинается сразу же после окончания ювенильной стадии и длится всего несколько дней или недель; реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая механизм полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов
Подростковый период
от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и массы тела, завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуальная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.
Зрелость и переходный период
от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость
с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов
Переходы от одного периода к другому, как правило, отличаются критичностью, связаны с изменением самочувствия и физического, морального состояния, изменением взглядов, поведения. В эти моменты человеческий организм наиболее уязвим для воздействия различных неблагоприятных факторов, в т. ч. к изменениям в окружающей среде. Критические возрастные периоды характеризуются, как правило, повышенной заболеваемостью и смертностью.
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Выходные данные:
- Просмотров: 16288
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Источник