Отличие природного объекта от природного ресурса

научная статья по теме К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ОТЛИЧИЯХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ОТЛИЧИЯХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»

Правовое регулирование использования природных объектов, природных ресурсов

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ОТЛИЧИЯХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

КОДОЛОВ Владимир Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Современной гуманитарной академии (СГА). E-mail: vladkodolov@mail.ru

В правовом регулировании любой сферы общественной жизни главным является соблюдение принципа адекватности правового воздействия особенностям регулируемых объектов и складывающихся по поводу данных объектов общественных отношений. Данный принцип лег в основу конструирования системы отраслей российского права и законодательства. Например, если правовой режим природных объектов урегулирован нормами природоре-сурсного права, то экономические отношения по эксплуатации данных объектов относятся к предмету гражданско-правового регулирования, если иное не предусмотрено законом.

Законодательство подобно инструментарию, а последнее должно быть предельно точно приспособленным к объекту воздействия, подобно тому, как должен предельно точно соответствовать гаечный ключ гайке, отвертка пазу шурупа, вес молотка степени упругости материала. В противном случае большую гайку ключом не захватить, а маленькая гайка будет прокручиваться в нем; в маленький паз шурупа не войдет отвертка, и большой его паз затруднит ее использование; удар легкого молотка по упругому металлу будет бесполезен, а удар по нему огромной кувалдой повредит металл.1

Особо актуален данный принцип для правового регулирования эксплуатации природных ресурсов, которые, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ, должны использоваться и охраняться в качестве основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Однако на пути реализа-

1 Кодолов В.А. Теоретические основы кодификации природоре-сурсного законодательства РФ // Труды Кировского филиала Московской государственной юридической академии. Сборник научных статей. № 3. Киров, 1999. С. 146-154.

ции данного принципа существует немало препятствий, одним из которых является отсутствие четкого отличия в понятиях «природные объекты» и «природные ресурсы». Например, в ст. 1 Закона об охране окружающей «Основные понятия» их определение дано следующим образом: «. природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и при-родно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность»2. Лишь при детальном анализе этого определения удается выявить различие и увидеть две разновидности природных тел: природные (природно-антропо-генные) объекты, как носители природных компонентов, и сами эти компоненты, каковыми и являются природные ресурсы. Однако из-за нечеткости законодательства дать точное определение разницы в правовом режиме каждого из этих тел весьма затруднительно, и каждый вывод относительно этой разницы рискует оказаться спорным.

Читайте также:  Наука изучающая явления живой природы

От точности сформулированных в действующем законодательстве понятий и их определений регулируемых объектов зависит степень адекватности не только их регулирования, но и правоприменительной деятельности. Например, из-за недостаточной четкости в разграничении формулировок составов общеэкологического правонарушения и специального состава правонарушения, совершенного в определенной сфере эксплуатации природных ресур-

2 Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

сов, ошибочно применяется не специальный, а общий состав.1 Устранение данной проблемы могло бы обеспечить введение в ст. 8.1 КоАП РФ дополнительной формулировки «. если иное не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ».

Исследование, проведенное в попытке выявить главные отличительные признаки природных объектов от природных ресурсов, как объектов правового регулирования, привело к следующим выводам.

1. К числу природных объектов действующее законодательство относит две группы: природные объекты и природные комплексы. И если первые представляют собой объекты однородной природы, для которых законодательством определен единый правовой статус, то последние представляют собой определенную территорию, на которой расположен природных объектов различной природы.

Законодательством выделено шесть природных объектов, правовой режим которых обусловлен специфической, но однородной для каждого объекта природой, что позволило законодателю установить шесть видов природо-ресурсного законодательства, на основе шести головных законодательных актов: земельного2, горного (о недрах)3, водного4, лесного5, фауни-стического (о животном мире)6 и воздушного (об атмосферном воздухе)7.

Однако все эти шесть основных объектов природы находятся в такой тесной экологической взаимосвязи и взаимопереплетении, что игнорировать это объективное обстоятельство невозможно даже при полном абстрагировании от него. Поэтому в данных головных законодательных актах имеются правовые нормы, регулирующие смежные природные объекты. На-

1 Кодолов В.А. Комментарий к ст. 8.1 КоАП РФ // Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административном правонарушении / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Юрайт, 2010. С. 395.

Читайте также:  Вес тела природа направление точка приложения

2 Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

3 О недрах. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СПС «Консультант-плюс».

4 Водный кодекс РФ. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

5 Лесной кодекс РФ. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

6 О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

7 Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 4 мая

1999 г. № 96-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

пример, земельным законодательством регулируется порядок эксплуатации собственником земельного участка некоторых видов поверхностных водоемов и подземных вод и компонентов недр, находящихся на его участке (п. 1 ст. 40 ЗК РФ), т.е. нормы земельного права вторгаются в предмет водного и горного права; в свою очередь нормы водного права вторгаются в земельно-правовую сферу, регулируя режим эксплуатации некоторых земельных территорий (ст. 45 и 65 ВК РФ). Нормы лесного законодательства вмешиваются в сферу действия норм фаунистического права, регулируя режим охоты в лесах (ст. 36 ЛК РФ), а нормы фаунистическо-го права частично вмешиваются в сферу лесного права, ограничивая свободу эксплуатации лесных ресурсов требованиями сохранности среды обитания объектов животного мира (ст. 22 Федерального закона «О животном мире»).

В отношении же природных комплексов законодательство выделило две их основные группы: особо охраняемые природные террито-рии8 и особо охраняемые лечебно-оздорови-

тельные местности и курорты. На данных территориях и местностях имеют место те же шесть объектов (земля с ее недрами; водные и лесные объекты; объекты животного мира и природная атмосфера) и эти места и территории отличаются в правовом плане двумя основными признаками: наличие особых природных свойств и придание данным территориям особого правового режима. В частности, если под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, то под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Читайте также:  Косвенное использование природных ресурсов

В составе природных объектов в результате применения человеческого труда мо-

8 Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

9 О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // СПС «Консультант-плюс».

Правовое регулирование использования природныхобъектов, природныхресурсов

гут образовываться антропогенные объекты (от греческого слова «антропос» — человек), которые, в свою очередь, подразделяются на два вида: природно-антропогенные и антропогенные. И если первые представляют собой преобразованные природные объекты с сохранением их свойств, то последние — это результат человеческого труда, которым устранены природные свойства из созданного объекта (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Например, пруд, созданный на месте мелкого водоема, относится к числу природно-антропогенных объектов, а крытый бассейн, созданный на месте подобного водоема, относится к антропогенным объектам. И если эксплуатация пруда должна осуществляться с соблюдением требований природоресурсного законодательства (Водного кодекса РФ и конкретизирующих его нормативных правовых актов), то такого требования не установлено для эксплуатации данного крытого бассейна.

2. Под природными ресурсами действующее российское законодательство понимает, как правило, компоненты природной среды (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»): почва с ее плодородными свойствами; лесная растительность и иные полезные свойства леса; вода в поверхностных и подземных водоемах; объекты животного мира, как элементы единой экосистемы «животный мир» и т.д.

Природные ресурсы, как компоненты природной среды, имеют потребительскую значимость, в отличие от природных объектов, которые иногда таковой значимостью не обладают. Например, земля, как таковая, не нужна, если на ней невозможно вести сельское, лесное хозяйство или размещать какие либо объекты. Таким же образом не нужен, к примеру, и водоем, если вода из него непригодна ни для каких целей. Природные объекты являются «резервуарами», своеобразной кладовой природных компонентов, а поэтому правовой режим эксплуатация природных объектов осуществляется в зависимости от видов ресурсов, находящихся в данных объе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Оцените статью