- Эффект бабочки: как работает память питомцев
- Отличается ли память собак и кошек от человеческой?
- Как правильнее всего обучать животных?
- Как запоминают животные?
- Узнают ли животные своих матерей и друзей?
- Как собаки и кошки узнают хозяина?
- 1. Отличие памяти человека и животных
- 2. Определение памяти
- Основные черты памяти.
Эффект бабочки: как работает память питомцев
Мы попросили зоопсихолога Дмитрия Тарасова ответить на самые интересные вопросы про животную память. Чтобы самим ничего не забыть, все законспектировали.
Отличается ли память собак и кошек от человеческой?
Память в разных ее формах и видах есть у всех высших животных. Поэтому поведение млекопитающих, птиц и человека определяет в первую очередь их жизненный опыт, а уже потом инстинкты.
«Сегодня ученые, которые исследуют память животных (тема вызвала интерес в конце XIX века), сходятся на том, что механические отделы, отвечающие за память, работают у человека и питомцев одинаково. Другое дело, что у человека возможности памяти несколько шире», — объясняет Тарасов.
То есть качественно память животных от памяти человека ничем не отличаются.
У животных также есть и краткосрочная память, и долговременная. В краткосрочной хранятся текущие эмоции: «следы» от того, что произошло только что. Вызвать свежеполученную информацию из такой памяти нельзя. Она возникает в мозгу живого существа через какое-то время в двух случаях: если соотнеслась с тем, что уже было получено ранее, или через ассоциации.
У животных выделяют пять видов памяти:
- Двигательная, моторная память. Она отражается в физических навыках.;
- Эмоциональная память, которая помогает выживать животному без анализа действий, а с помощью ассоциаций.;
- Чувственная образная память на отдельные признаки объектов, например, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, температурные, вкусовые.;
- Память заимствованных знаний: животные учатся друг у друга и запоминают поведенческие примеры.;
- Память об эпизодах своей жизни.
Животные запоминают все: образы и явления сохраняются слоями. Новая информация записывается поверх уже имеющейся, но ничего из памяти не стирается.
Консолидация памяти происходит во сне. Другими словами, питомец впитывает полученный за день опыт, когда спит. Поэтому, например, собакам важно отдыхать после дрессировки: новая информация во время сна раскладывается по полочкам.
Как правильнее всего обучать животных?
Есть три правила обучения питомца. Первое — новую информацию давайте порционно, чтобы она ложилась на уже усвоенный материал. Второе — многократно повторяйте каждое действие. Третье — проводите процесс обучения в игровой форме, чтобы он был для питомца окрашен эмоционально. Как результат: правильный порядок действий быстрее будет попадать в долгосрочный отсек.
Как запоминают животные?
По сравнению с человеком у животных другая структура памяти. У нас в процесс запоминания вовлечены ассоциации с конкретными образами и деталями.
У питомцев анализатор запахов развит в тысячи раз лучше, и их ассоциации чаще всего связаны с обонянием.
Также у животных между ассоциациями и памятью прямая связь. Поэтому их воспоминания чистые в отличие от человеческих, на которых отражается анализ и оценка происходящего.
Мозг животного плохо запоминает текст и последовательность звуков, поэтому во время дрессировки слова коуча не так важны, как его жесты. Но собаки, например, отлично ориентируется на местности, где ранее были. Благодаря работе определенных частей их мозга они могут держать в голове несколько карт. Собака-поводырь, например, запоминает десятки маршрутов своего хозяина, и помогает ему свободнее по ним передвигаться.
А еще память может подвести животное, пережившее стресс.
Среди животных также выделяют аудиалов, визуалов, кинестетиков и тех, у кого сильнее всего выражена обонятельная память.
Узнают ли животные своих матерей и друзей?
Животные могут узнать любого, с кем у них был контакт.
Чем больше эмоций сопутствует какому-то впечатлению, тем лучше оно запоминается — это общее правило для памяти и животного, и человека. В принципе достаточно одной нервной клетки для хранения информации, но чем больше нервных клеток вовлечено в запоминание, тем крепче воспоминание осядает в памяти.
Как собаки и кошки узнают хозяина?
У животного всегда есть некий образ хозяина, который складывается из запаха, визуальных символов, звуков, которые человек издает. Ученые считают, что для узнавания животному достаточно получить какой-то минимальный признак своего хозяина (например, запах), и он уже видит его образ в комплексе.
Читайте также:
Источник
1. Отличие памяти человека и животных
Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире.
У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
— Генетическая память — память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае – мутация и изменения в генах.
— Механическая — это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие
«механическая память» означает память, которая основана на повторении, без
осмысливания действий или материала.
Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.
2. Определение памяти
б) Индивидуальные различия
Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.
ПАМЯТЬ — это психическое свойство человека, способность, к
накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Другое определение, говорит что память — это способность вспоминать
отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.
Память трудно свести к одному понятию, но следует подчеркнуть, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный.
Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы будут рассмотрены далее.
Основные черты памяти.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока – их краткая характеристика:
1. Объем — способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7 элементов (единиц) информации. 2. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти. 3. Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении 4. Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. 5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт. б. Индивидуальные различия памяти Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все «по полочкам» и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены. Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например: — различная скорость запоминания; — в прочности сохранения; — в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания. Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию. Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная,слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, другому нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности как — Интересов и склонностей личности; (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда) — От отношения личности к той или иной деятельности; — От эмоционального настроя (интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремиться забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, довольно быстро утрачивают остроту) — От физического состояния; — От волевого усилия и многих других факторов.
Источник