Отличия социальных законов от законов природы

Вопрос 32 : Специфика социального познания. Законы природы и законы общества

Общество – выделенное из природы системное образование, представляющее собой исторически меняющиеся формы жизнедеятельности людей, проявляющейся в развитии социальных институтов, общностей и индивидов.

Специфика социального познания:

1. объектом познания выступает сам человек (или люди).

2. объект социального познания полиструктурен.

3. объект социального познания мобилен (подвижен).

4. социальное познание зависит от системы ценностей.

5. предмет познания небезразличен объекту.

6. проблема закона (закон – это устойчивые необходимые повторяющиеся связи между явлениями); в социальной философии сложилось две точки зрения на законы социального развития:

1) в социальном познании нет повторения, нет законов, каждое событие уникальное; школа неокантианцев: Риккерт, Виндельбанд.

2) в истории действуют законы, но они имеют свою специфику; эти законы действуют как законы тенденции; марксистское направление.

Единство социальных законов с законами природы проявляется в следующем:

1. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития природы, ни законы развития общества.

2. изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.

4. законы природы и законы общества можно использовать.

Отличия социальных законов и законов природы:

1. среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения) и очень долговременные. Законы же общества не вечны; они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации.

2. законы природы действуют стихийно, а социальные законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей.

3. законы развития общества и законы природы различаются по своей сложности; социальные законы имеют более сложный характер, чем законы природы.

Подходы классификации социальных законов:

1. по времени длительности:

· всеобщие (охватывают все основные сферы жизни общества и функционирующие на протяжении всей истории – напр., закон соотношения общественного бытия и общественного сознания)

Читайте также:  Изучение природы родного края внеурочная деятельность

· специфические (присущи отдельным сферам социума в рамках определенной ступени его развития – напр., закон прибавочной стоимости).

2. по функции, которые они выполняют: законы структуры, функционирования, развития.

Программа – совокупность наиболее общих принципов познания.

В обществознании выделяют следующие:

1. натуралистическая (редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов.

2. идеократическая («идео» — идея, «кратос» — власть) – отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Данная программа не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Т.о. главный исторический фактор – субъективный; каждый исторический фактор или событие уникально, а главный метод познания – индивидуализирующий. Виндельбанд и т.д.

3. психологическая. Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер.

4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер, Парсонс.

Подходы к трактовке общества:

1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности.

Читайте также:  Особо охраняемые природные акватории

2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер,

3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми.

Методы изучения общества:

1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека.

2. универсалистский (генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека.

3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема.

Источник

22) Различия между законами природы и законами общества

Му законами природы и законами общ сущ фундамент различие. Законы природы описывают неизмен взаимосвязь и регулярность явлений Они не могут быть созданы или нару- шены.Обществен (нормативн)-их характер обусловлен человеческой деятельностью, детерминированной целями, потребностями, мотивами, ценностными ориентацииями людей. I Нек мыслители полагали, что законы общ-ва тоже носят естествен хар-р соответствуют чел природе (теория «естественного права») или являются объективными, т.е. независимыми от сознания и воли людей (теория историч материализма)IIДр мыслители были убеждены, что законы природы напомин нормативн законы тк они были введены волей некоего Создателя, или Творца, всего сущего. Здесь о6ьективность и неизменность законов природы означает неспособность чел разума проникнуть в общий замысел творения и постичь суть каждого явления природы в его неповторимости и индивидуальности. Различ му двумя типами законов: естественными и нормативн проявляется в методах познания естеств и соц наук Для естеств наук важность и ценность законов прямо пропорциональна степени их общ значимости Познание прир закономерн предполагает возможность предвидения. Для познания общ явлений наиб общ законы имеют наименьш ценность Чем более общ явл понятие, тем больше оно уводит от реальной дейст-ти

Читайте также:  Всероссийское общество охраны природы центральный совет

цели и мотивы чел деят-ти никогда не совпадают с ее результатом, в силу влияния множества случайных факторов, которые невозможно учесть. Хар-р общ развития зависит от роста чел знания (например, научных открытий). В рез-те можн определ осн отличие соц сознания от естественно- научн

Метод соц познания-метод внутр понимания, вживания, интуитивного проникновения одн жизни в другую, непосре- дственного постижения целостности общ бытия чел «Фактом» соц реальности выступ действие чел Чтобы познать и оценить этот факт, необходимо понять смысл соц действия, поведения чел в его взаимосвязи с деятельностью др людей

23) Соотношение понятий «общество» и «государство»

Гос-во-осн политич институт, осуществл управление общ-вом, гражданами, материальными и культ ценностями на опред территории. Причиной возникн гос-ва Платон считает необходимость удовлетвор множество чел потребностей

Совершенным и благим может считаться гос-во, в кот воплощены 4 главн добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. По мнению Н. А. Бердяева, гос-во явл организатором природного хаоса

Внутри государства есть группы «господствующие» и «подчиненные». Уже Аристотель отмечал сущ-е в гос за­конодат органа, исполнит учреждения и су­дебн инстанции

постепенно формир понятие граждан об­щ, кот выражает собой совокупность неполитич отношений в общ: экон, соц, нравствен, религ, национ. Гражд общ-сфера самопроявления свободн граждан и добровольно сформировавшихся организаций, кот ограждены законами от прямого со стороны гос власти Понятие гражд общ означает прежде всего умение его членов самоорганизоваться во имя защиты самых разных своих интересов и прав.

Источник

Оцените статью