Отличия живых существ от объектов неживой природы 3 класс

Окружающий мир 3 класс учебник 1 часть стр 9

Живые существа отличаются от представителей неживой природы своей способностью к росту, развитию, питанию, размножению и дыханию. Камень не может питаться, не может увеличиваться в размерах естественным образом и не может выносить и родить потомство, что свойственно кошке.

Кошка подчиняется биоритмам, она не может жить без кислорода и все время оставаться в перманентном состоянии, как это делает камень. Другие примеры для сравнения: облако и бабочка, стол и кролик, указка и человек.

Придумайте задание к рисунку на с. 6-7 и предложите другим ребятам выполнить его.

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 9 задание 2

Перечислите, к каким царствам живых организмов относятся изображенные на иллюстрации существа? Согласно классификации, обозначьте, к какой группе относится какой организм.

К каким царствам живой природы относятся: береза, подберезовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на страничках для самопроверки.

Царство грибы: подберезовик, сыроежка, подосиновик. Царство животные: кукушка, жук, белка, Царство растения: тюльпан, орешник.

Проверь себя

Что значит классифицировать объект природы? Для чего это нужно?

Классифицировать объект живой природы означает выделить отличительные признаки этого объекта и, после тщательного их анализа, на их основе сопоставить его с группой или классом. Классификация живых организмов позволяет быстро определять организмы, понимать особенности их строения, знать общее и различное между ними.

На какие царства делят живую природу?

Живая природа делится на царства: животных, растений, грибов, бактерий, вирусов. С недавних пор к традиционной классификации отнесли царства Археи, Простейшие, Хромисты.

Раскрой ценность природы для людей.

Ценность природы для людей заключается в том, что она – колыбель человечества. Благодаря развитию организмов люди появились как вид, а относительная агрессивность окружающей среды помогла им обрести все необходимые адаптации и мутации, которые в дальнейшем позволили им увеличить выживаемость. Благодаря природе человек дышит и питается.

Перечисли способы изучения природы.

Главными способами изучения природы являются наблюдение, эксперимент и измерение. Наблюдение не требует вмешательства: оно подразумевает анализ информации, которую получают о естественных процессах. Эксперимент подразумевает непосредственное участие человека в процессе, ведь он моделирует особые условия, в которых взаимодействуют и живут организмы. Измерение – это анализ полученных данных с помощью специального оборудования и методов.

Задания для домашней работы (на выбор)

Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.

Читайте также:  Каково значение папоротников природе

Организмы – совокупность множества клеток, которые образуют органы и системы органов, также наделенные всеми чертами живого существа.

Биология – наука о живых организмах и их жизнедеятельности. Царства – таксономические разделы, которые объединяют различные организмы в группы за счет особенностей их строения.

Бактерии – группа микроорганизмов, которые имеют в составе своих клеток ядра. Микроскоп – приспособление, которое позволяет увеличивать видимое изображение в несколько тысяч раз. С его помощью можно увидеть микроорганизмов.

Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царем в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой о мог бы обратиться к своим подданным.

Царем в царстве растений был бы баобаб – одно из древнейших и величайших растений. Царем в царстве животных был бы лев – гордый хищник, контролирующий свою стаю на территории огромного прайда.

Царем в царстве грибов был бы белый гриб – один из съедобных и полезных для человека представителей этих организмов.

Речь: «Мои подданные, мои верные слуги и сородичи! Оглянитесь вокруг, как наш мир прекрасен и разнообразен! Мы все должны жить в согласии и взаимном уважении, ведь иначе природа вокруг придет в упадок. Земля – наш дом! Так давайте же строить симбиотические отношения, а не разрушать их!»

В книге «Зеленые страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Обрати внимание на то, что раньше ученые относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством. Найди в рассказе объяснение этому.

Грибы раньше относили к растениям, потому как их свойства и особенности не были известны ученым до конца. Из-за своей неподвижности, сред обитания и распространенности они были похожи на растения, однако споровый способ размножения, разница в химическом составе и умение заражать другие организмы для выживания – то, что отличает их от всего остального животного мира.

Источник

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

Читайте также:  Белки высокомолекулярные природные полимеры молекулы которых

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

  • растения, в т. ч. грибы, деревья, цветы,
  • животные, в том числе птицы, земноводные, рыбы, рептилии, хищники,
  • человек.

Объекты и явления неживой природы

К объектам неживой природы относят:

  • воздух и его составляющие (ветер, облачные массы),
  • воду и ее производные (дождь, снег, ледники, айсберги),
  • почву и ее образующие (горы и горные породы (гранит, мрамор), камни),
  • полезные ископаемые (металлы, драгоценные металлы),
  • органические вещества (минеральные соли),
  • планеты, звезды, небесные тела (Земля, Луна).

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

  • механические (падение предметов вниз (шишек с дерева), подскок их вверх при ударе о землю),
  • тепловые (горящий уголь, теплый воздух на солнце),
  • световые (тень, свет, темнота) и другие.

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

  • Земля вращается вокруг Солнца, благодаря чему день сменяется ночью,
  • снег всегда тает в тепле, так что летом снега не бывает,
  • приливы и отливы в морях происходят под воздействием Луны,
  • морские течения регулируют круговорот воды на земном шаре,
  • реки текут из истоков и впадают в систему мирового океана.

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

  • дыхание,
  • потребность в пище,
  • способность к размножению,
  • рост,
  • старение и умирание.

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

  1. Дыхание. Рыбы дышат жабрами в воде, человек имеет легкие, чтобы дышать, у растений имеются клетки, поглощающие углекислый газ.
  2. Питание. Человек может питаться как растениями, так и животными. Животные делятся на хищников и травоядных. Береза питается водой.
  3. Размножение. Без способности к размножению животные и растения исчезли бы с лица Земли. Так исчезли мамонты, морские коровы, тарпаны, слоновые черепахи, золотые лягушки. Причины их вымираний изменение условий обитания. Их было слишком мало, и они были не приспособлены к жизни в других условиях.
  4. Рост или преобразование. Все рождаются маленькими, потом увеличиваются в размерах. Цыплята, например, делают это сначала в оболочке в яйце, только через некоторое время вылупляются.
  5. Умирание. Примеры листопад, высыхание деревьев, лишение естественной среды (умирает рыба, выброшенная на берег из воды).
Читайте также:  К природно очаговым нематодозы относится

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Пример: Высыхание луж это не смерть, а испарение, превращение воды в пар.

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Связи проявляются в следующих видах:

  1. Цепи питания. Пример-схема: сосна — жук — короед — дятел. Сосна растет и образует кору. Жук питается корой. Дятел питается жуками и семенами сосны.
  2. Пищевые сети. Образуются из цепей. Пример: кузнечики, мыши, зайцы питаются травой, сами же служат пищей птицам (ястребам) и хищникам (ящерицы, змеи, лисы).

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Оцените статью