отношение базарова к искусству
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное» , — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру» . Из текста романа видно, что Базаров отрицает как искусство пообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, живопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете? » — Базаров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги» . О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» , Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи поэта называет «ерундой» . О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит» . Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет» .
И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наизусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Купера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения. Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. , В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников» демократов и сторонников «чистого искусства» . Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства» , склонны были отрицать и самоискусство.
Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной» . Он был дорог им как автор вольнолюбивых стихов, «Капитанской дочки» , «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора романтических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «искусства для искусства» . Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототипов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина.
Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая стала противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикрытия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист-разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.
Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночинца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими высказываниями об искусстве.
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитательной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом. »
Взято отсюда
Цитирую . » . Рафаэль и гроша медного не стоит. » ,» Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта » ,» Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник » .
В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «. я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от¬рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи¬вопись, музыку.
На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба¬заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по¬эта называет «ерундой»
А для многих произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Стихи А. С. Пушкина учат нас всем прекрасным чувствам. Поэзия Пушкина — целый мир добрых чувств, каждое из которых благородное, кроткое, нежное, грациозное. Она учит нас быть неравнодушными к природе, к людям. Его стихи «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский» «Кавказский пленник», «Борис Годунов» делает нас добрее, лучше, нравственно чище. Заставляет задуматься о себе, о времени, о вечном. Поэзия Александра Сергеевича воспитывает в нас с рождения любовь к отчизне, желание посветить ей «души прекрасные порывы». Все эти чувства взращённые Пушкиным в своих стихах, так понятны, так дороги его потомкам
Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель¬ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.
Источник
Отношение Базарова к природе. «Отцы и дети»: характеристика Базарова
Тургенев, будучи сам дворянского происхождения, задумывал изобразить своего героя неприглядно, акцентировать внимание читателей на бездушности нигилистов. И отношение Базарова к природе ярчайший маркер авторской идеи.
История создания
Иван Сергеевич Тургенев – писатель, чей вклад в развитие русской литературы 19 века практически неоценим. И не зря роман «Отцы и дети» является программным произведением писателя.
Летом 1860 г. возник замысел романа. Впервые упоминает о нем Тургенев в письме к Е. Е. Ламберт и говорит о своей задумке как о «большой повести». Писатель планирует быстро закончить работу, но удается ему это на полгода позже. В итоге роман был завершен в июле-августе 1861 года.
Но окончательная подготовка к изданию завершается лишь в 1862 году. Больше Тургенев роман не правил, лишь устранял опечатки.
Мнение Тургенева о своем романе
Одно из изданий «Отцов и детей» автор посвятил специально В. Г. Белинскому. Этим Тургенев заявлял о верности идеям, связанным с именем великого русского критика, и о беспочвенности обвинений, которые сыпались в его адрес от русских революционных демократов, посчитавших, что в образе Базарова Тургенев хотел изобразить именно их. Кроме посвящения, Тургенев хотел поместить предисловие к роману, но друзья его отговорили.
Обсуждение романа
Роман имел большой резонанс в обществе. Практически все газеты откликнулись на выход произведения статьями и очерками.
«Отцы и дети» вызвали множество разногласий как среди единомышленников Тургенева, так и политических противников. Выбрав в герои демократа-материалиста, отвергающего дворянские традиции и провозглашающего новые принципы отношений между людьми, писатель сумел показать общечеловеческую ценность этих новых идеалов, которые пока еще только начинают появляться. Базаров – герой нового поколения, он возбуждал интерес и вызывал споры.
Таким образом, Тургенев отобразил в своем романе конфликт его эпохи, поставив ряд проблем, в первую очередь о роли и характере «нового человека», человека-деятеля.
Система образов романа
Главный герой «Отцов и детей» стал рупором для идей революционной демократии, как и задумывал Тургенев. Базаров противопоставляется либералам из дворянского сословия. Его образ является ключевым в композиции романа, все события, так или иначе, связаны с ним.
Все действующие лица произведения раскрываются только за счет взаимодействия с Базаровым, и при этом всегда будут оттенять или акцентировать внимание на личности главного героя. Раскрыть их образ необходимо, чтобы подчеркнуть ум Базарова, его превосходство, силу души, одиночество, от которого он страдает в окружении аристократии.
Образ Базарова
В основе сюжета лежит столкновение Базарова с аристократическим миром. Злободневен и актуален для современников мир романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого говорит о нем, как о герое своего времени, — разночинец, демократ, человек трудящийся. Он далек от аристократических условностей и этикета.
В столкновении с другими персонажами проявляются лучшие качества Базарова. Споры с Павлом Петровичем раскрывают глубину суждений, зрелость ума, ненависть к рабству и барству. Дружба с Аркадием – способность убеждать в своей правоте других, быть наставником.
Евгений Базаров – независимая, гордая натура, которая не склоняется перед авторитетами. Главное для него – осмыслить. Когда Базаров о природе говорит, в нем сразу проявляется натура ученого, что было типично для шестидесятников. Ему надо исследовать, понимать и применять, а не бездумно созерцать.
Тургенев проводит своего героя через испытания: сначала любовью, потом смертью. Влюбляясь в Одинцову, женщину гордую и смелую, Базаров забывает про нигилизм, он полностью отдается чувству. Но на пороге смерти он вновь верен себе и бесстрашно готов принять смерть. Именно в этой сцене, последней сцене для Базарова, проявляется вся сила его души, непоколебимость убеждений и стремлений.
Отношение Базарова к природе
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник» — в этой фразе воплощается вся суть отношения главного героя к миру. Не видит он красоты в природе, да и нигде ее не видит, потому что главное – польза и дело.
Отношение Базарова к природе однозначно – для него она мастерская. Природа создана не для пустого любования, а для того, чтобы ее изучать, преобразовывать, изменять по мере необходимости. Единственное, что может поколебать эту уверенность – любовь. Нигилист не может любить, так как отрицает само это чувство. Но с появлением Одинцовой мир преображается, он уже не только мастерская.
Базаров и Одинцова
Любовная линия имеет огромное значение для романа «Отцы и дети». Базаров, характеристика которого до встречи с Анной Одинцовой была однозначно нигилистической, меняется на совершенно противоположную. Его идеалы рушатся, представления о мире трансформируются, он начинает сомневаться в себе и своих убеждениях.
Анна, умная и красивая женщина, сразу же привлекает внимание Базарова, он чувствует в ней родственную душу. После беседы с ней герой понимает, что влюбился. Одинцова раскрывает себя как человека со своими убеждениями и взглядами, она может вести беседу на равных и не уступать Евгению ни в чем.
Признание Базарова в любви изображено Тургеневым очень драматично. Одинцова первая приглашает Евгения к разговору по душам, постепенно становится понятно, что она влюблена в него. Но Анна добивается того, чтобы он сделал признание первым.
Базаров в этот момент разрываем противоречиями: он любит и злится одновременно. Как нигилист он не может принять любовь, она сделает его ничтожным и жалким. Для него, сильной личности, полюбить означает поддаться слабости, стать безвольным. Но постепенно к нему приходит понимание, что противостоять этой «болезни» он уже не в силах.
Любовь повергает в крах теории Базарова и доводит до разочарования в себе. Однако в этот момент его больше всего тревожит то, что Одинцова не решится на взаимные чувства.
Страхи Евгения оправдались, они остались только друзьями.
Заключение
Изображение природы для творчества Тургенева всегда было значимым. Вспомнить хотя бы «Записки охотника», где многие абзацы посвящены ее описаниям. Поэтому отношение Базарова к природе говорит о многом. Автор акцентирует внимание на бесчувственности героя, а затем подводит его к любви, и тогда становится ясно, что все это напускное. Отрицание красоты оказывается для Евгения самообманом.
Источник