Конспект урока по географии «Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы»
план-конспект занятия по географии (10 класс) на тему
Образовательная: усвоить понятие «ресурсообеспеченность»; представлять основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми, уметь определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе
Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
— выявить существенные признаки и компоненты понятия «ресурсообеспеченность»;
— квалифицировать страны мира в связи с обеспеченностью полезными ископаемыми;
— определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
— приводить примеры негативного влияния жизнедеятельности человека на природу;
Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.
Тип урока: комбинированный
I.Проверка домашнего задания (опрос)
Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.
Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства.
II.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.
Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.
Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.
Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земельные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, национальных парков.)
Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравномерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности неодинакова.
Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.Её можно выразить количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)
На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные приложение учебника таблицы 5:
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные приложения учебника таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковуюресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные приложения учебника, таблица 4.
Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковуюресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшаяресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные приложения учебника, таблица 3.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.
Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.
Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чехлах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых областях.)
Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наиболее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.
IV. Вопросы для закрепления
1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?
3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?
4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.
5. Где на земле находятся рудные пояса?
6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?
7. Где находятся «медные пояса»?
8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? (Уголь, газ.)
10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?
1. Прочитать текст учебника, с.50, задание 2
2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
3. Подготовить сообщение на одну из тем:
1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
2. Биологические ресурсы планеты.
5. Климатические и космические ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
географический диктант по терминам тем «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов»
Диктант составлен по материалам учебника «География мира. 10 класс» Максаковский В.П.
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Тест по теме: « География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» .
География мировых природных ресурсов. 10 класс
1.Взаимодействие общества и природы.2. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.3. Минеральные ресурсы.
тест в 10 классе по теме география мировых природных ресурсов
Итоговый тест по теме: География мировых природных ресурсов 10 класс.
Презентация по географии «География мировых природных ресурсов»
Тест по географии по теме: «География мировых природных ресурсов»
Тест предназначен для проверки знанийучащихся 10 класса по указанной теме. Составлен в 2 варианта, содержит воропсы разного уровня сложности.
Конспект урока по географии » Мировые природные ресурсы»
Сегодня на уроке перед нами стоит задача сформулировать определение «ресурсообеспеченность», выявить основные закономерности размещения топливно-энергетических ресурсов и обеспеченность их.
Источник
План — конспект урока по географии в 10 классе «Мировые природные ресурсы»
Тема Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.
Цель: Дать понятие природные ресурсы и их классификация.Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Задачи:
Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида природных ресурсов, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала. Урок – практикум.
Водные ресурсы Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.
2.Понятие ресурсообеспеченность. Ресурсообеспеченность –соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.
-Если природные ресурсы – это богатство, то его нужно уметь измерять, так как степень обеспеченности ресурсами во многом определяет направление развития экономики стран и регионов мира. Способ расчета ресурсооб –сти. Ресурсообеспеченность=Разведанные запасы/Ежегодная добыча. Единицей измерения ресурсообеспеченности в этом случае оказ-ся годы, т.е выраж –ся количеством лет на которые должно хватить данного ресурса. Такой способ расчета применим только в отношении невозобновимых ресурсов, поскольку он не учитывает их обновления. Для оценки возобновимых ресурсов производится расчет их обеспеченности на душу населения, т.е опред-ся их количество, приходящееся на одного жителя планеты или страны. Ресурсообеспеченность=Запасы ресурса/ численность населения территории. Попробуем определить ресурсообеспеченность нефтью для России. И так, считаем: 6,7 : 304 = 22 года (округляем до тысячных). 6,7 : 145 = 46 тонн на душу населения. Причины влияющие на ресурсообеспеченность рис.24 3.Ресурсообеспеченность стран мира. Размещение прир.ресурсов на Земле подчиняется опред-м закономерностям, причем для каждого вида ресурсов они свои. Вот и получается, что территорий, полностью лишенных ресурсов, нет. Но значение разных видов ресурсов дляхоз.деят. неодинаково. Например, песок и нефть- это мин.ресурсы. Но хорошая обеспеченность песком и хорошая обеспеченность нефтью имеют различное значение для экономики. По показателю ресурсооб-сти страны делятся на несколько групп. Работа в парах. —Богатейшие страны (1 пара) Россия, США, Китай, Бразилия, Казахстан, Индия, Австралия, Канада, ЮАР. Россия, США, Китай полностью обеспечены всеми важнейшими видами ресурсов. Страны средней ресурсообеспеченности –это самый распр.тип стран. Ситуация с ресурсами у них средняя., что –то есть, чего –то нет. Специализированные страны (2 пара). Это страны, очень богатые каким –либо одним важным видом ресурсов. Например –страны , экспортеры нефти. Нефть исключительно важна для мировой экономики, Чили –огр.запасы медных руд, Ямайка –алюминиевых. Науру (с-з часть Тихого океана, севернее Австралии)-Фосфориты рис 25. Страны, бедные природными ресурсами. Это ,страны небольшие по площади, но есть исключения, есть богатейшие страны, имеющие небольшую площадь, Науру,Кувейт,Бруней—громадные запасы нефти. Мали, Япония –бедные прир.рес.это говорит о том, что высокая ресурсооб –сть не главное условие для экономического развития страны. Мировая торговля природным сырьем развита очень хорошо, и недостающие ресурсы можно импортировать. Умение грамотно,с наибольшей выгодой и эффективностью распоряжаться имеющимися богатствами-не менее важная вещь, чем сами богатства. 3.Закрепление. Вопросы на стр.75. 4.Домашнее задание П.10, рабочая тетрадь стр.44-49
Источник