Ответственность нарушения особо охраняемые природные территории

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Разъясняет помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Шабалина А.Н.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

По видам юридической ответственности нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) делятся на нарушения, влекущие уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.

Статьей 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена ответственность за нарушение режима таких природных территорий.

В частности, в пункте 2 статьи 36 указано, что законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима ООПТ. Так, нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (ст. 262 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, установлена административная ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Согласно статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 15 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб. Помимо штрафа санкцией статьи предусмотрена конфискация орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Читайте также:  Исключительная природа авторских прав

Типичными нарушениями режима особо охраняемых природных территорий являются: незаконное размещение на таких территориях строений, зданий, сооружений; размещение столбов (опор) радиотелефонной (сотовой) связи; пребывание (проход, проезд, стоянка автотранспортного средства) на особо охраняемых природных территориях граждан без разрешительных документов на право посещения территорий заповедников и прочее.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

Какая ответственность предусмотрена за нарушение режима особо охраняемой природной территории. Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура

Разъясняет помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Шабалина А.Н.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

По видам юридической ответственности нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) делятся на нарушения, влекущие уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.

Статьей 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена ответственность за нарушение режима таких природных территорий.

В частности, в пункте 2 статьи 36 указано, что законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима ООПТ. Так, нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (ст. 262 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, установлена административная ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Согласно статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 15 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб. Помимо штрафа санкцией статьи предусмотрена конфискация орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Читайте также:  Башкирски государственный природный заповедник

Типичными нарушениями режима особо охраняемых природных территорий являются: незаконное размещение на таких территориях строений, зданий, сооружений; размещение столбов (опор) радиотелефонной (сотовой) связи; пребывание (проход, проезд, стоянка автотранспортного средства) на особо охраняемых природных территориях граждан без разрешительных документов на право посещения территорий заповедников и прочее.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствие с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба.

Источник

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)

С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
    • Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
    • Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 3. Утратила силу
    • Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
    • Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
    • Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
    • Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
    • Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
    • Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
    • Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
    • Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
    • Статья 12. Общие положения
    • Статья 13. Основные задачи национальных парков
    • Статья 14. Порядок создания национальных парков
    • Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
    • Статья 16. Управление национальными парками
    • Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
    • Статья 18. Общие положения
    • Статья 19. Порядок создания природных парков
    • Статья 20. Управление природными парками
    • Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
    • Статья 22. Общие положения
    • Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
    • Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
    • Статья 25. Общие положения
    • Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
    • Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
    • Статья 28. Общие положения
    • Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
    • Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
    • Статья 37. Международные договоры
    • Статья 38. Заключительные положения

    Источник

    Читайте также:  Зона ландшафтного парка природа дикая
Оцените статью