Оздоровительные силы природной среды

Оздоровительные силы природной среды

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств физического воспитания: 1) физические упражнения; 2) оздо­ровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основ­ным специфическим средством физического воспитания являют­ся физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплек­сное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям:

  • как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания. Они дополняют эффект воздействия физичес­ких упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических про­цессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утом­ления и т.д.;
  • как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой актив­ного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровитель­ных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная гигиена и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна.

Читайте также:  Департамент использования природных ресурсов

Несоблюдение гигиенических требований снижает положитель­ный эффект занятий физическими упражнениями.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. — С. 32-52.

Источник

4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы относятся к средствам физического воспитания, поскольку они так же, как и физические упражнения, воздействуют на саму природу человека и приводят к различным функциональным изменениям в его организме, и, таким образом, могут быть использованы для решения оздоровительных задач физического воспитания. Они используются в двух направлениях:

  1. для создания условий организации и проведения занятий физического воспитания;
  2. для закаливания.
  1. по направленности и механизму действия;
  2. по времени и условиям их использования (экстренные, текущие, профилактические).
  • педагогическими (рациональное сочетание работы и отдыха, введение восстановительных тренировок и сборов, вариативность вспомогательных средств подготовки, объема и интенсивности нагрузок и т.д.);
  • психологическими (подбор вспомогательных средств с учетом индивидуальных особенностей занимающегося, регуляция сна, психорегуляции и др.).
  • естественно-гигиеническими (питание, рациональный режим жизни, естественные силы природы);
  • специально-вспомогательными (термо-, электро-, баротерапия и др.).
  1. Организация тренирующего воздействия на организм.
  2. Быстрейшее устранение явлений утомления после перенесенных нагрузок.
  3. Предварительная стимуляция работоспособности перед началом выполнения физических нагрузок.
  1. Комплексность использования;
  2. Совместимость и рациональное сочетание используемых средств;
  3. Учет индивидуальных особенностей;
  4. Уверенность в полной безвредности;
  5. Использование средств в соответствии с содержанием работы;
  6. Кратковременность использования сильнодействующих средств.
  1. Общая характеристика методов физического воспитания
  2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

6.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Читайте также:  Защитим природу вместе поделки

В процессе физического воспитания названные оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:

  1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на открытом воздухе и др.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействия физических упражнений.
  2. При организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, они выступают как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

7.Характеристика трени­ровочных нагрузок.

  • ЧСС в момент окончания упражнения +
  • ЧСС на 30 сек после окончания упражнения +
  • ЧСС на 1 мин после окончания упражнения.
  • Зона соревновательных нагрузок (Ср): ЧСС 90,1 уд >
  • Зона околосоревнователь­ных нагрузок (ОСр): ЧСС 85,1-90 уд
  • Зона стабилизирующих нагрузок (Ст) : ЧСС 80,1-85 уд
  • Зона развивающих нагру­зок (Рз): ЧСС 75,1-80 уд
  • Зона поддерживающих на­грузок (Пд): ЧСС 70,1-75 уд
  • Зона восстановительных нагрузок (Вс): ЧСС км 65-70 уд.
  • максимальная анаэробная мощ­ность, соответствующая наибольшей ско­рости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе;
  • мощность истощения, при которой отмечается наибольшая интенси­фи­кация анаэробного гликолиза;
  • критическая мощность, при которой достигается наибольшая ско­рость аэроб­ного образования;
  • пороговая мощность, на уровне кото­рой локализуется анаэробный по­рог; эта мощность обычно составляет 80% крити­ческой.

Источник

12.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания:

1)организация занятий физическими упражнениями непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т. д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в случае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха);

Читайте также:  Каждый обязан сохранять природу право

2)организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь.

Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которой на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным.

Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспитания, одни, как известно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъявляемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму заняв и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.). Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средств широко используемые в процессе физического воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т.д.).

В физическом воспитании, как указывалось, предусматривается овладение необходимым минимумом гигиенических знаний и формирование навыков практического использования их.

13.Методы словесного воздействия.

1.Рассказ-устное изложение учебного материала в повествовательной форме.

2.Объяснение-лаконичное, обоснованное аргументами изложение вопроса(задания)

3.Бесседа-вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между педагогом и занимающимися.

4. Лекция-системное, всестороннее и логично-последовательное освещение определенной темы.

5. Инструктирование- точное, конкретное изложение предлагаемого задания.

6.Коментарии и замечания-пояснения следующие по ходу или перед заданием.

7.Распоряжения, указания, команды- конкретные формы руководства деятельностью занимающихся.

Источник

Оцените статью