Оздоровительные силы природы включают

Оздоравливающие свойства природной среды и гигиенические факторы, дополняющие комплекс средств физического воспитания учащихся начальной школы.

В настоящее время невозможно представить школу, в которой бы не уделяли внимание физическому воспитанию школьников. Данный вид воспитания неразделим с основной учебно-воспитательной частью школы.

Именно работа по физическому воспитанию имеет многообразие форм, которые ведут к развитию исключительно положительных качеств, например таких, как: активность, выносливость, дисциплина, находчивость, лидерство.

Да нные качества физического воспитания тесно связанны с нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием, что в результате способствует всестороннему развитию школьника.

Но в данной статье мы рассмотрим составляющие только физического воспитания учащихся начальной школы.

Для достижении цели физического воспитания детей младшего школьного возраста рассматривают и применяют следующие группы средств данного вида воспитания:

• Оздоровительные силы природы

С редства и элементы физического воспитания можно представить в виде схем:

Физические упражнения :

-Содержание физ. упражнения

Главным отличительным средством физ.воспитания , как ни странно, считаются физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы являются второстепенными вспомогательными средствами. При использовании данных средств в комплексе, специалистам и преподавателям по физической культуре удаётся эффективно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи

Гигиенические факторы:

К гигиеническим факторам , содействующим укреплению здо ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная гигиена и общественная гигиена, соблюдение об щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи тания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положитель ный эффект занятий физическими упражнениями .

Оздоровительные силы природы :

Оздоровительные силы природы оказывают важнейшее вли яние на всех людей занимающихся спортом . Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в орга низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра ботоспособности человека.

В ходе физического воспитания силы природы используют по двум направлениям:

1. Силы природы — как сопутствующие факторы.

Такие силы создают благоприятные условия для физического воспитания , дополняя эффект физ.упражнений активацией биологических процессов , которые в свою очередь повышают работоспособность организма и т.д..

2. Силы природы- как относительно самостоятельные средства .

К таким средствам относят оздор овления и закаливания организма. Например: солнечные, возд ушные ванны и вод ные процедуры .

Читайте также:  Министерство природных ресурсов донских

При оптимальном воздействии они становятся формой актив ного отдыха и повышают эффект восстановления.

Важным требованием к использованию оздоровительных сил природы является комплексное и системное применение их в сочетании с остальными средствами физического воспитания учащихся начальной школы.

Оставьте свой комментарий

Источник

1.1Значение оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

В процессе физического воспитания, названные оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:

1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на открытом воздухе и др.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействия физических упражнений.

2. При организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, они выступают как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека.

Гигиенические факторы обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями[13].

Глава 2. Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания

2.1 Исходное определение: содержание и форма физического упражнения

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

2) Оздоровительные силы природы;

3) Гигиенические факторы [1].

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы:

Средства физического воспитания

Средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы

Общественная и личная гигиена

Форма физического упражнения

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Читайте также:  Зона природных субтропических лесов

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Отличительный признак Физических упражнений — соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, т.е. они должны учить и развивать физически. Так, ходьба является физическими упражнением только в том случае, если выполняется правильно, а нагрузка от ее выполнения способствует улучшению физических возможностей.

Не каждое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения.

Физические упражнения имеют характерные признаки:

1.Физическим упражнением решается педагогическая задача (другими словами, физическое упражнение направлено «на себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым действием – решается производственная задача (т.е. действие направлено на предмет производственной деятельности).

2.Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, которые, с одной стороны, наиболее эффективно воздействуют на организм человека, с другой – позволяют показать наивысшую результативность. Трудовое действие выполняется в соответствии с закономерностями производства.

3.Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении. Трудовые действия в силу своей специализации не в состоянии оказывать разностороннего влияния на физическое совершенствование человека [13].

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

Читайте также:  Вирус объект живой природы

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по виду спорта) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения [5].

Источник

Оцените статью