Памятник природы регионального значения режим

Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения

Захарова, А. Э. Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения / А. Э. Захарова, Р. Р. Абдуллина, А. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43700/ (дата обращения: 18.08.2023).

Памятники природы — безусловно значимые природные объекты, которым необходима серьезная законодательно урегулированная правовая охрана. Данная тема является актуальной особенно в контексте памятников природы регионального и местного значения, которым ввиду удаленности не предоставляется значительная охрана.

Ключевые слова: природа, экология, памятники природы, окружающая природная среда

Природа — очень ранимый материал, который «с легкой руки» человека достаточно легко загрязнить или вовсе уничтожить, но вернуть все в прежнее состояние очень трудно.

2017 год в России объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Цель данного решения является необходимость привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние природной среды в России.

Необходимо отметить, что в последнее время происходит значительное ухудшение состояния как окружающей природной среды в целом, так и отдельных ее объектов, являющихся памятниками природы. Такие объекты подлежат более тщательной охране со стороны государства.

Термин «Памятники природы», который в переводе с германского означает — кусочек девственной природы, пришел к нам из Германии, основателем которого стал Гуго Конвенц. Однако в России «памятники природы» — это всего лишь юридическая категория, которая придает особый смысл данной территории земли или какому-либо объекту [1].

Так, в статье 25 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятниками природы признаются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения [2]

Правовой статус памятников природы сегодня регламентируется лишь на федеральном уровне в Федеральном законе от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [2] специального закона, который бы регулировал правовую охрану памятников природы на данный момент нет, в связи с чем, на практике часто возникают споры по правильному применению таких объектов природного мира. Поэтому считаем, что для начала необходимо решить вопрос о правовом положении памятников природы на законодательном уровне путем принятия отдельного закона о памятниках природы, в котором будет указаны правовой режим памятников природы, цели, которым служат такие памятники, их количество, а также ответственность за нарушение их правового режима. Принятие такого закона послужит, прежде всего, воспитательным элементом для тех граждан, умышленно причиняющих вред окружающей природе и ее объектам.

Читайте также:  Какая может быть природа английский

На региональном уровне так же существуют проблемы законодательного закрепления такой категории как памятники природы. Так, в Оренбургской области существует закон Оренбургской области от 7 декабря 1999 года N 394/82-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Оренбургской области» [3] а так же Постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» [4] однако данные нормативно-правовые акты в полной мере не закрепляют правовой статус памятников природы, а также в таких актах отсутствуют нормы об охране памятников природы на местном уровне. На наш взгляд, это является значительным недостатком, так как к сожалению, сегодня многие памятники природы на местном уровне никак не охраняются, а некоторые и вовсе больше не входят в состав памятников природы. Возникает вопрос — существуют ли объективные причины исключения таких природных объектов из категории памятников природы или же это нежелание властей принимать меры к должной охране значимых природных объектов?

Считается, что должная охрана осуществляется лишь за наиболее значимыми памятниками природы, представляющими коммерческий или иной интерес прежде всего для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а памятники природы, находящиеся в отдаленных местах и не представляющие интерес для государства, остаются без необходимой правовой защиты с его стороны. Но в большинстве случаев, к памятникам природы, относящимся к категории особо охраняемых, также не применяются должные меры защиты.

Так, в Кувандыкском районе Оренбургской области к категории памятников природы в 2012 году был отнесен горный хребет «Шайтан-Тау» (Чертова гора), расположенный в междуречье реки Сакмары и Куруила. Площадь хребта составляет 41 километр в длину и 13 километров в ширину. Основная местность на этой территории — горно-лесостепная.

Создание такого заповедника как «Шайтан-Тау» было, прежде всего, направлено на увеличение объектов культурного достояния России путем изъятия из рук людей, занимающихся хозяйством в таких природных зонах, так как они являются культурным, национальным, эстетическим наследием России.

Читайте также:  Камоника природный камень на выборгском

Следует отметить, что большее число жителей территории Кувандыкского района были против инициативы создания такой заповедной зоны. Так, прежде чем построить заповедник «Шайтан-Тау» в Оренбургской области, проводился опрос. В день опроса произошел конфликт между населением Оренбурга и местными властями, и абсолютно все население проголосовало против проекта. Органы власти сочли нецелесообразным соглашаться с мнением народа, проживающего на данной территории и ответили на это письмом, в котором написали, что создание природного объекта «Шайтан — Тау» подтверждено, и сейчас «Шайтан-Тау» — заповедник, который входит в список особо охраняемых природных объектов в РФ [4].

Однако, как было отмечено выше, не всегда отнесение природных объектов к категории особо охраняемых, порождает осуществление должной защиты за такими объектами со стороны органов власти. Сегодня множество людей вредят заповеднику «Шайтан-Тау» своей хозяйственной деятельностью, занимаясь охотой и собирая редкие растения на территории заповедника с целью их дальнейшей продажи. Такое безответственное отношение населения к заповеднику «Шайтан-Тау» впоследствии может привести к тому, что будут исчерпаны все полезные свойства данного объекта, что приведет к гибели флоры и фауны на данном хребте.

Следующим объектом природы является Чукаринская реликтовая сосна, расположенная в Кувандыкском районе Оренбургской области. Сосна произрастает на левобережье ручья Чукари в 500 м от его впадения в реку Суру, ее возраст составляет более 200 лет.

К сожалению, присвоение статуса «памятник природы» Чукаринской реликтовой сосне не предусматривает применение специальных мер для ее охраны. Как и много лет назад, основной угрозой для нее остается расположенный неподалеку дачный поселок Чукари-Ивановка, куда летом съезжается большое число отдыхающих и туристов со всей Оренбургской области, в результате чего ежегодно происходит механическое повреждение стволов и коры дерева, замусоривание территории памятника, а также в период лесных пожаров, значительная часть сосны подвергается возгоранию. Следует однозначный вывод о том, что органами власти местного значения сегодня не предприняты необходимые меры, обеспечивающие должную охрану такого памятника природы на местном уровне.

Читайте также:  Возможность эксплуатации природных ресурсов

Поэтому наиболее правильным решением видим перевод Чукаринской реликтовой сосны из разряда памятников природы местного значения, в разряд памятников регионального значения путем включения ее в список памятников природы, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» [4].

Исходя из вышеизложенного, предлагаем ряд мероприятий, направленных на поддержание правового статуса памятников природы на территории Оренбургской области и сохранения их уникальности.

Так, прежде всего необходимо:

‒ принять Закон, который бы регулировал правовой статус памятников природы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

‒ осуществлять экологический мониторинг памятников природы;

‒ осуществлять охрану таких памятников в естественном состоянии охраняемого природного объекта;

Помимо выше представленного, считаем необходимым усилить режим общественной охраны. Из-за загруженности государственных органов, охрану памятников природы могут осуществлять и общественные организации, а также сами граждане, ведь это производится в первую очередь в их интересах.

Однако следует учитывать, что в нашей стране, достаточно слабая гражданская позиция, и поэтому лица проживающие в данной территории, являются не заинтересованными в таких достаточно важных вопросах, связанных с экологией. Поэтому необходимо прививать чувство справедливости и заботы о культурных ценностях еще со школьной скамьи. Для этого следует проводить занятия и семинары, на которых бы гражданам рассказывалось об их экологических правах, а также о культурных ценностях, которые имеются в нашей стране и требуют отдельной охраны.

  1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Черноморец А. Е. Экологическое право России: Учебник для вузов. — Волгоград, 2005.
  2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс» (последняя редакция от 28.12.2016 года).
  3. Закон Оренбургской области от 7 декабря 1999 года N 394/82-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области» (с изм. на 06.03.2015 г.)
  4. Постановление Правительства Оренбургской области от 25 февраля 2015 года N 121-п «О памятниках природы областного значения Оренбургской области» (с изм. на 24.03.2017 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, памятник природы, местный уровень, должная охрана, правовой статус памятников природы, реликтовая сосна, Россия, территория, Кувандыкский район, местное значение.

Источник

Оцените статью