Памятники природы дипломная работа

Использование памятника природы «Доронинское содовое озеро» для биологического и экологического образования учащихся

Сущность биологического и экологического образования учащихся школы, понятие «памятник природы». Методические аспекты использования памятника природы для биологического и экологического образования. Анализ программы по биологии и опыта работы учителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Доронинское содовое озеро как охраняемый природный объект

Экосистема Доронинского содового озера отличается крайней примитивностью. Её основу составляют одни из самых древних обитателей Земли — цианобактерии (синезелёные водоросли). Эти организмы способны переносить щелочные условия содовых озёр. Обильно размножающиеся цианобактерии образуют в воде бактериальные маты разнообразной формы, формируя так называемый «микробный пейзаж». Окрестности озера заняты преимущественно луговыми и степными сообществами, характерными для Читино-Ингодинской впадины. В воде озера 5 видов синезеленых водорослей, обитают мелкие ракообразные. На северо-западном склоне растут ильмы приземистые — реликты третичных лесов. В Доронинском озере Забайкальского края обитают такие рыбы, как вьюн, чебак, карась, сом и тому подобные. Все эти перечисленные рыбы любят «скрываться» в иле, и рассматриваемое нами озеро лучше подходит для обитания данных рыб.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что памятник природы «Доронинское содовое озеро» — одно из замечательных мест нашей Родины. Самое малое, чем может помочь человек озеру — это не отнимать чистоту и покой природы.

Анализ программ показал, что авторы современных программ по биологии за 9 класс уделяют недостаточно внимания изучению памятников природы и особо охраняемых природных территорий. Количество часов, выделенных в программах на охраняемые территории, крайне мало — один учебный час.

В рамках работы по национально-региональному компоненту по программе по биологии возможно изучение памятников природы региона в более широком плане, в том числе с посещением охраняемых мест в форме экскурсии или полевого практикума.

Учитывая тот факт, что в программах по предмету «Биология» практически не уделяется внимание изучению школьниками охраняемых природных территорий, а также то, что 2017 год объявлен в России Годом Экологии, в рамках данной выпускной квалификационной работы разработана программа элективного курса для учащихся 9 классов под названием «Изучение памятников природы Забайкальского края».

Также в рамках реализации элективного курса разработан и реализован проект для школьников 9 класса под названием «Изучение Доронинского содового озера».

В заключении рассмотрим решение поставленных в исследовании задач.

Решая задачу — раскрыть сущность экологического и биологического образования учащихся и понятие «памятник природы», пришли к следующим выводам.

Читайте также:  Индия импорт природного газа

В средней школе биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностям, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения здоровья, охраны окружающей среды.

Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и биологическое, и экологическое образование — это обучение на протяжении всей жизни. Экологическое воспитание — это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разный возраст учащихся.

Актуальность исследования вопросов изучения школьниками памятников природы своего района обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом.

На уроках биологии необходимо формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения. Природные объекты объявляются памятниками федерального значения, а занятые ими территории — особо охраняемыми природными территориями федерального значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны находящихся в их ведении памятников природы. При этом территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Решая вторую задачу исследования — охарактеризовали памятник природы Доронинское содовое озеро. Это памятник природы, оно расположено в 145 км от Читы на высокой террасе недалеко от реки Ингоды, в непосредственной близости от автотрассы между сёлами Улёты и Доронинское. Медики считают, что ил озера, в большом количестве содержащий железистые соли и соединения алюминия, может применяться как лечебное средство. Такие водоёмы многие учёные рассматривают и как природные биореакторы, и как модели возникновения и поддержания жизни в экстремальных условиях. Содовые озера, подобные Доронинскому, занимают почётное место в ряду экстремальных водных экосистем, поддерживающих жизнь уникальных бактериальных сообществ.

Решая третью задачу — провели анализ программы и опыт работы учителей по исследуемой теме.

Анализ программы показал, что автор программы по биологии за 9 класс В.В. Пасечник уделяет недостаточно внимания изучению памятников природы и особо охраняемых природных территорий. Количество часов, выделенных в программе на охраняемые территории, крайне мало — один учебный час.

В рамках работы по национально-региональному компоненту по программе по биологии возможно изучение памятников природы региона в более широком плане, в том числе с посещением охраняемых мест в форме экскурсии или полевого практикума.

Читайте также:  Горные породы представляют собой природные

Учитывая тот факт, что в программах по предмету «Биология» практически не уделяется внимание изучению школьниками охраняемых природных территорий, а также то, что 2017 год объявлен в России Годом Экологии, в рамках данной выпускной квалификационной работы при решении четвертой и последней задачи исследования разработана программа элективного курса для учащихся 9 классов под названием «Изучение памятников природы Забайкальского края».

Также в рамках реализации элективного курса разработан и реализован проект для школьников 9 класса под названием «Изучение Доронинского содового озера».

1. Аненхонов О. А. О состоянии лесных компонентов лесостепи Забайкалья в связи с динамикой климата // Изменение климата Центральной Азии: социально-экономические и экологические последствия: материалы международного симпозиума. Чита, 2008. С. 149-152.

2. Афонин А.В., Гагаркина С.В. и др. Современные проблемы экологической безопасности трансграничных регионов / Под ред. О.В. Корсуна. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. 320 с.

3. Борзенко С.В., Замана Л.В., Букаты М.Б. Сезонные и межгодовые изменения химического состава и минеральных равновесий содового озера Доронинское (Забайкалье) // Гидрогеохимия осадочных бассейнов: Труды Российской научной конференции. — Томск: НТЛ, 2007. — С. 235—239.

4. Бoрисoв В.А. Oхраняeмыe прирoдныe тeрритoрии мира: нациoнальныe парки, запoвeдники, рeзeрваты: справoчник. — / В.А. Бeлoусoв, Л.С. Бeлoусoва, А.А. Винoкурoв. — М.: Агрoпрoмиздат, 1985. — 310 с.

5. Бассейн реки Амур в Забайкалье в вопросах и ответах / Под ред. Н.В. Помазковой. Чита: Экспресс-издательство, 2011. 208 с.

6. Горошко О. А. Состояние и охрана популяций журавлей и дроф в Юго-Восточном Забайкалье и сопредельных районах Монголии: автореф. дис. … канд. биол. наук. Чита, 2002. 19 с.

7. Закон Забайкальского края №338-ЗЗК от 9 марта 2010 г. «О особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае» (в ред. от 29.03.2016) // URL: http://docs.cntd.ru/document/922221196

8. Замана Л.В., Борзенко С.В. Гидрохимическая и термодинамическая оценка минеральных равновесий водной толщи содового озера Доронинское // Мат. конф. Геохимия и рудообразование радиоактивных, благородных и редких металлов в эндогенных и экзогенных процессах. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2007. — С. 68-71.

9. Иванов А.В., Трофимова Л.Н. Гидрохимия озер Центрального Забайкалья. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1982. — 140 с.

10. Кирилюк О. К. О влиянии циклических изменений климата на состояние природных экосистем в Забайкалье и некоторые показатели сельскохозяйственного производства // Степи Северной Евразии: материалы V Международного симпозиума. Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбургпромсервис», 2009. С. 365-368.

11. Кирилюк О. К. Эколого-географические основы развития и современное состояние сети особо охраняемых природных территорий Восточного Забайкалья // Вопросы современной науки и практики. 2009. № 6 (22). С. 144-151.

12. Корсун О.В. Наш край. Забайкальский гуманитарный педагогический университет. — Чита, 2007. — 123 с.

13. Корсун О.В., Михеев И.Е. Создание новых особо охраняемых природных территорий как фактор обеспечения эффективности социально-экономической системы в российско-китайском приграничье // Вестник ЗабГУ. 2014.№12 (115).С. 129-137.

Читайте также:  От каких объектов неживой природы зависела жизнь современного человека

14. Корсун О.В., Михеев И.Е., Кочнева Н.С., Чернова О.Д. Реликтовая дубовая роща в Забайкалье. Новосибирск: Новосибирский издательский дом. 2012. 152 с.

15. Крапивьянова В.В. Биология и экология: Сборник элективных курсов для учащихся 9 класса. — Чита: ЧИПКРО, 2005. — 77 с.

16. Крапивьянова В.В. Рыбак Т.Г Школьная полевая практика: методические рекомендации Чита: ЧИПКРО, 2008. — 63 с.

17. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2009. — 303 с.

18. Максакoвский В.П. Oбщая экoнoмичeская и сoциальная гeoграфия: Курс лeкций: в 2 частях / В.П. Максакoвский. — М.: ВЛАДOС, 2000. — 412 с.

19. Максакoвский В.П. Гeoграфичeская картина мира. В 2-х кн. / В.П. Максакoвский. — Кн. 1. — 4-e изд., испр. и дoп. — М.: Дрoфа, 2008. — 495с.

20. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории как ресурс в системе формирования экологической культуры школьников: дис. …пед. наук. — Санкт-Петербург, 2010. — 220 с.

21. Михеев И. Е. Территориальные особенности распределения ихтиокомплексов Забайкалья и их рациональное использование: автореф. дис. … канд. геогр. наук. Чита, 2006. 22 с.

22. Особо охраняемые и нуждающиеся в охране (резервные) природные территории Читинской области и АБАО. Эколого-географическая карта / под ред. Т. А. Стрижовой. Омск: Омская картографическая фабрика, 2005.

23. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в байкальском бассейне. Книга 1. — Чита: изд-во ЗабГПУ, 2002. — 165 с.

24. Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2009.

25. Постановление Правительства Забайкальского края №274 от 27 июля 2011 г. «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае (2012-2016 годы)» (в настоящее время утратило силу) // URL: http://docs.cntd.ru/document/922223917

26. Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. — М.: Дрофа, 2010.

27. Программа: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5 — 9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012.

28. Реестр туристических маршрутов Читинской области и Агинского Бурятского автономного окру-га. — Чита, 2004. — 364 с.

29. Стрижова Т. А. Новые векторы социально-экологической политики Забайкальского края // Приграничное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай: сб. докл. Чита: экспресс-издательство, 2008. С. 43-46.

30. Федеральный закон №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1024.

Источник

Оцените статью