Пара птиц символ чего

Птица как символ

Птица, как и положено символу, имеет много совершенно разных значений.

Символы птиц присутствуют в мифологическом, библейском и сказочном сюжете, содержащем варианты о метаморфозе птиц и человека.

С образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия, магического мира.

А еще огромному количеству людей известна страшная примета: птица постучала или влетела в окно как предвестник смерти. В народных сказках, похоронных причитаниях, легендах о богах смерть некоторых богов, героев, людей – это превращение их в птиц, полет на птицах, похищение птицами. Например, Иванушку уносили гуси-лебеди на съедение Бабе-Яге.

Поскольку этот текст посвящен символу, смерть мы тоже будем рассматривать тут символическую. Например, как часть процесса инициации, ритуала трансформации. Любой, кто проходит инициацию, “… должен желать участвовать в испытании, не надеясь на успех, фактически быть готовым к смерти. И хотя сама инициация может выглядеть достаточно мягкой (длительный пост, лишение зуба, нанесение татуировки) или мучительной (боль от обрезания, надрезания и других увечий), цель всегда одна: вызвать символическое переживание смерти, из которого может возникнуть символическое переживание нового рождения” – пишет Джозеф Льюис Хендерсон.

Безусловно речь прежде всего идет о трансформации души, символом которой и выступает очень часто образ той или иной птицы. Безусловно, будет большая разница в восприятии от того, какая именно птица появляется символически. И характером, и возможностями, и свойствами они сильно отличаются. Как правило, у каждого божества есть свои крылатые помощники.

Птицы сопровождают героя в его пути и в сражениях, тайком подавая ему совет (“маленькая птичка мне сказала”), часто именно герой понимает язык птиц.

Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы. Птица на столбе – единение духа и материи, или символ бога солнца. Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.

Вообще птицы чаще всего рассматриваются как древний символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения.

В христианстве птицы – крылатые души, все духовное, души в Раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. На Мировом Древе или Древе Жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы Мирового Древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица – чаще всего орел, иногда обозначаемый как гром-птица, реже некий обобщенный образ большой (“главной”) птицы, в отдельных случаях с фантастическими чертами. Птица как древний символ на Мировом Древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа – хтоническим животным, прежде всего змее.

Читайте также:  Перелетные птицы занятие психолога

В разных источниках, как уже говорилось, встречается образ двух птиц, сидящих на вершине или верхних ветвях Мирового Древа справа и слева от вертикали ствола. Иногда это подчеркивает дуальность мира. Противоположности. Черное и Белое. Алконост и Сирин. В славянской традиции волшебных птиц больше.

Само Мировое древо, в различных описаниях, с птицами и змеями, может быть понято как род космологической модели. Птицы выступают часто как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.

Трансформацией образа птицы на Мировом Древе является и сказочный мотив: в награду за спасение птенцов в гнезде на дереве (дубе) от Змея Орел, Ворон Воронович, Ноготь-птица и т.п. выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю.

Святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179) написала в своем труде по естествознанию (“Liber de subtiltatum”) о птице вообще следующие фразы: “Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.

Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей. […] Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем”.

С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно.

Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов.

Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или – это часто встречается в наскальных рисунках – в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания).

Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских “Упанишадах” речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).

Читайте также:  Птица секретарь интересные факты

В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.

Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птичью). В птиц (сов, сорок и т. п.) могут обращаться и ведьмы, колдуны, злые духи.

Птице отведена значительная роль в ритуалах. В восточнославянской традиции характерна связь птиц со страной Ирий или Вырий, заморской райской страной; поэтому производилось выпускание птиц на волю, печенье ритуальных “птиц” из теста (“жаворонки”) и т. п.

В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, в китайском ниао – также пенис) или состояние безумия описывается как “иметь птицу” (в немецком), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла.

Птица – символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища.

Источник

СИМВОЛЫ : О ЛЮБВИ И ГАРМОНИИ

СИМВОЛЫ : О ЛЮБВИ И ГАРМОНИИ

Мы все наслышаны о глубокой символичности культуры Востока: когда не сказанные напрямую слова и пожелания зашифрованы в образы, одинаково понятные всем участникам незримого диалога. В нем каждый предмет приобретает не буквальное, а иносказательное, как правило, традиционно закрепленное за ним значение. Научившись понимать язык символов китайского изобразительного искусства (которое в свою очередь распространило эту традицию на все страны Дальнего Востока) мы обнаружим, что буквально все его произведения, изображающие природу, растения, животных, и даже предметы быта пронизаны не очевидным смыслом, передающим зрителю особое сообщение.

Птицы

Птицы играют главную роль в свадебной символике китайской традиции, как будто бы само понятие «любовь» здесь ассоциируется в первую очередь с пернатыми.

_01-soroki.jpg

Сорока — это своеобразный «купидон» в китайской мифологии, покровительство этих птиц влюбленным происходит из легенды о Небесном Пастухе и Небесной Ткачихе. Для того чтобы Пастух и Ткачиха не отвлекались от своего важного труда, Небожители проложили между ними Млечный Путь и только один раз в году влюбленные могли встретиться на мосту, образованном из длиннохвостых сорок. Таким образом, изображенная на картине стая сорок скорее всего говорит нам о долгожданной встрече. Сам же символ сороки имеет благопожелательное значение, происходящее из омофона : «xi que» 喜鹊 — сорока, в то время как «xi» означает счастье. Две сороки, обращенные друг к другу, используются для обозначения «двойного счастья».

_02-mandarinki.jpg

Утки Мандаринки, которые в дикой природе живут моногамными парами, так же являются символом верности и любви, длящейся всю жизнь. Существует даже поверье, что будучи разлученными, эти яркие птички умирают от тоски друг по другу. Благодаря этому свойству, утка мандаринка считается одной из пяти птиц-символов конфуцианских добродетелей — олицетворяет она верность.

Читайте также:  Журавли стая утки птицы

_03-goose.jpg

Гуси стали символом брака по той же самой причине: будучи моногамными птицами, в природе они не заводят пару второй раз, по крайней мере, так считалось в китайской культуре. Одинокий гусь лейтмотивом прошел через классическую китайскую поэзию, олицетворяя страдания разлученных влюбленных.

_04-zhuravli.jpg

Журавли на сосне — очень известный и часто встречающийся мотив в китайском изобразительном искусстве. Этот сюжет имеет большое количество вариаций, но символизирует всегда одно и то же : пожелание долголетия и прочности брачных уз.

Журавль и сосна и по отдельности являются любимыми китайскими символами стойкости, святости и долголетия, пришедшими из даосизма. Но кроме этого, в основе сюжета «о двух журавлях на сосне» лежит даосская сказка из Шэнь Цзинцзи» (神境记) (Записки о волшебном месте). В ней говорится о каменном доме в деревне Синян (пров. Хэбэй), за которым росла древняя сосна высотой более 300 метров. В ее тени, падающей на дом и достигавшей 500 метров, жила пара отшельников, муж и жена, которые исповедовали путь Дао. Как и все успешно практикующие даосы, они достигли бессмертия, превратились в журавлей, но не улетели на небо, а свили гнездо и остались жить на ветке этой древней сосны.

_07-bii.jpg

Из мифологических животных, являющихся матримониальными символами, следует выделить одноглазую и однокрылую птицу БиИ (比翼鸟). По преданию, она могла летать только совместно с другой птицей, тесно прижавшись к ней, а потому неразлучная пара стала символом гармоничного супружества. В современном Китае на свадьбах до сих пор запускают воздушных змеев в виде Бии, а также прочих выше упомянутых птиц — сорок, уток-мандаринок и гусей.

Однако, не только птицы символизируют любовь и гармонию в китайской культуре — подобный смысл могут нести так же растения и предметы быта.

_05-lotos.jpg

Стебель лотоса держит два цветка и листья, сердцевина стебля полая.”

Этот сюжет содержит смысл, зашифрованный в прочтении созвучий различных слов китайского языка — наиболее распространенный способ передачи пожеланий в китайской культуре. Фраза читается как «Супружеская пара живет в согласии» (并蒂同心), а образ символизирует любовь и неразлучную жизнь до старости.

_06-copper.jpg

Медный таз, медное зеркало и туфли так же являются изображениями, символизирующими гармонию в отношениях: «Вместе жить до старости» (同偕到老)

Именно омофоны (созвучия) дают нам возможность такого прочтения изображений: «медь» —«вместе», «туфли» — «совместно». Круглая форма (таза или зеркала) традиционно символизирует счастье и благополучие. Так что если на китайской картине вам встретятся аккуратно стоящие рядом вышитые тапочки или красавица, рассматривающая себя в круглое медное зеркало — знайте, речь здесь пойдет о любви!

Источник

Оцените статью