Тема человека и природы в лирике Б. Пастернака
Борис Пастернак появился на свет в семье знаменитого художника и известной пианистки. Его детство прошло в окружении людей искусства, которыми прививалась любовь в музыке, поэзии, художественному творчеству.
В детстве Пастернак желал связать свою судьбу с сочинением музыки, таково было влияние композитора Скрябина. Но вскоре будущий писатель и поэт решил круто изменить направление деятельности и получил образование на философском факультете университета.
К теме отношений человека и природы в творчестве Пастернак подходит философски и музыкально.
Произведения Пастернака отличаются целостностью мировоззрения, основой которого стала идея любви к жизни, благоговения перед природой. Смысл человеческого существования определялся Пастернаком как умение «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Жизнь, по мнению поэта, состоит из мелочей. И нужно стремиться к тому, чтобы каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, превращать в праздник – праздник единения с природой, открытия мира и человека. А предназначение человека, владеющего искусством слова, – внушение человеку веры в жизнь, обучение умению удивляться и восторгаться красотой природы.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Пастернак пытается объяснить читателю, что не нужно приносить интересы личности потребностям общества. В природе все гармонично, и единение с ней позволит человеку преодолеть все стоящие перед ним проблемы: преодолеть страх одиночества, кратковременность жизни на земле и увидеть новые горизонты за гранью человеческого сознания.
В книге стихов «Сестра моя – жизнь» любовная история героев развивается на фоне природных явлений. Начавшись весной:
О неженка, во имя прежних
И в этот раз твой
Наряд щебечет, как подснежник,
Апрелю: «Здравствуй!»,
она развивается знойным летом (стихотворения «Степь», «Душная ночь»), а осень становится для влюбленных порой расставания («Осень… Как приелось жить!»). Все приметы мира, в котором живет – любит, испытывает счастье, страдает – человек, встают в стихах в его опаленном страстью восприятии. Мир и человек предстают как одно целое: гроза, которая, «как жрец, сожгла сирень» выглядит и как вспышка страсти (стихотворение «Наша гроза»).
Книга стихов «Сестра моя – жизнь» писалась в годы социально – политических катаклизмов в России, на фоне революционных потрясений. Но лирический герой Пастернака не ощущает себя щепкой на дороге мироздания. Ощущение единения с природой позволяет ему быть выше сиюминутных катаклизмов.
Герой этот эмоционально воспринимает все, что его окружает: «намокшая воробышком сиреневая ветвь», и снег, уподобленный кокаину, и весенний дождь, усмехающийся черемухе, и тишина – лучшее из всего, что слышал лирический герой. В восторг приводит его прогулка по ночной степи:
Как были те выходы в тишь хороши!
Безбрежная степь, как марина.
Вздыхает ковыль, шуршат мураши,
И плавает плачь комариный,
И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.
Он готов расплакаться от счастья, наблюдая за плачущим садом (стихотворение «Плачущий сад»).
Это особенное, почти навязчивое сближение человека и мира останется характерной чертой стиля Пастернака на протяжении всего его творчества.
Но Пастернак идет и дальше утверждения, согласно которому все в окружающем мире живо и разумно. Он говорит о том, что творческое начало исходит не от человека, а от природы, и поэт взят ею как бы «напрокат» как орудие, средство выражения (стихотворение «Определение поэзии»). Недаром Цветаева написала в письме Пастернаку: «Милый Пастернак, Вы – явление природы…»
Источник
Человек и природа в лирике Пастернака (в творчестве, стихах) сочинение
В своих стихотворениях Пастернак мог так красочно описывать природу, что легко можно представить себя ее частью. Человек, читая поэтические строки, становился не только сторонним наблюдателем.
Признаюсь, мне стихи великого поэта даются с трудом. Читать их необходимо не спеша. Только вдумчивое, медленное чтение способно раскрыть ту образность, которую использует автор. Его стихи – обычно, сравнения, метафоры. Переход от описания снега до сравнения с человеком происходит так быстро, что приходится остановиться и задуматься. Будто бы переводя дух. Но, если позволить произведению подхватить себя, довериться автору, то начинаешь замечать много такого, о чем до этого не стал бы задумываться.
В одном из моих любимых его произведений «После грозы» идет не просто описание природы, умытой грозными потоками воды. Смысл его заключается в размышлениях о смысле жизни, о сменяемости времен, о предназначении в этом мире. Вот вроде бы название должно показывать, как будет выглядеть мокрая лужайка у дома, как яркое небо заиграет новыми красками. Нет, поэт посвящает его размышлениям о вечных и важных вещах, с которыми постоянно приходится сталкиваться людям.
В другом стихотворении «Иней» читатель становится участником событий. Автор как будто берет его за руку и мягко, но твердо ведет по замерзшим тропинкам по деревне к лесу. Невольно оглядываешься, когда Пастернак начинает рукой показывать по сторонам. Смотри, мол, вот рябину ветер раскачивает, ее грозди так красиво смотрятся. Он толкает в спину, говорит «иди же, иди от водокачки дальше, не стой на месте». И ты идешь и смотришь. И ты должен чувствовать недоверие и трепет, пока бредешь по дорожке в чащу. Но продолжаешь идти. И понимаешь, что принял правильное решение. И вместе с автором восторгаешься чистоте и тишине холодного леса.
Есть еще одно небольшое стихотворение под названием «Тишина». До самого его конца присутствие человека невозможно угадать. Идет только описание природы, леса. Животные и цветы, деревья и кустарники. Ну где же в этом прекрасном царстве найдется место для шумного человечества? Но нет, совсем без людей нельзя. И поэт начинает тосковать по человеческому голосу. Или это тоскует Матушка-Природа, в шуме ручейка пытаясь напеть людские слова?
Пастернак показывал в своих произведениях неразрывную связь человека и природы. Люди не смогут обойтись без ее помощи, они ее часть, только ей можно искренне восторгаться. Но, хочется в это верить, и без человека на этой планете станет тоскливо и скучно. Это все очень тонко, но непреклонно прослеживается почти в каждом стихотворении поэта.
2 вариант
Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.
Мне нравятся стихи Бориса Леонидовича, но их нельзя «быстренько» прочесть (и тем более понять), им нужно уделить время… Вчитаться и представить эти сложные сравнения. По-моему, человек часто в его стихах лишь наблюдатель…
Например, меня поразило стихотворение с простым названием «Ландыши». (Кстати, у его произведений, в основном, простые названия. ) Там есть сравнение этих цветков с «сухим дождем». А ведь, действительно, белые цветочки похожи на капли дождя. И много приёмов поэтических использует автор: и контраст «белизна углем», и разные сравнения «весна как Углич»
Тут же обращение к кому-то: «Но отведи…». И с бором герой всматриваются друг в друга, то есть лес тоже живой, тоже смотрит, даже осознаёт.
В стихотворении «Сосны» колхозники смеются, работают. Они похожи на часть пейзажа, но весьма деятельную. Они создают сказочные стога «с дом», где отдыхает и Солнце, и Месяц.
Люди только номинально присутствуют, как наблюдатели величественной природы, в стихотворении «По грибы». Повествование от их лица лишь обозначено: плетёмся, плутаем, уходим. А там уж и гриб прячется за пень, и Солнце свет бросает…
В некоторых стихотворениях совсем нет людей. К примеру, «Весна в лесу», где только Небо «в ветках застряло», и Сосна «щурится от солнца». Очень подробное описание прихода весны, очень яркое. (Один из примеров: лужи заполнены водой и солнцем.)
Так сильно природа очеловечена, что уже не поймёшь, кого или что имеет в виду поэт. Вот стихотворение «Звезды летом». То ли люди, то ли звёзды те самые «рассказали, спрашивают, движутся»…
В «Сирени» люди как бы мерещатся… Описан сад, вот объявлен отдых, всюду дела бросают… Кто-что? В то же время сирень тут «седая», а тучи «играют» в горелки.
А есть вариант очеловечивания даже месяца календарного. Так его и зовут – Июль. Будто бы Борис Пастернак с семьёй сдаёт этому Июлю дом. И практически описывается этот месяц, как человек. Он говорит вслух, таскается-мешается, даже в халате крадется. Хулиган ног не вытирает на пороге! Но они его всё-таки ласково называют «наш приезжий жилец».
В стихах этих столько символов, образов, сквозь которые приходится пробираться (к счастью, мне они нравятся), что забывает, кажется, автор о человеке. В смысле, так подробно живо описывается природа, что уже и не до человеческих привычных чувств. Но человек уже внутри этой природы, она уже – большой человек. Природа и Человек неразрывно связаны, соединены глубоко-глубоко.
Также читают:
Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Пастернака
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Головина Натюрморт. Цветы в вазе 6 класс А.Я.Головин — истинный мастер своего дела, как нельзя лучше выходили из под руки мастера именно натюрморты. Не исключением стала и картина «Цветы в вазе».
- Сочинение Анализ рассказа Попрыгунья Чехова Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми
- Жанр произведения Евгений Онегин Пушкина «Евгений Онегин» написан в достаточно своеобразной манере, поэтому по поводу определения его жанра существуют разные мнения.
- Сочинение по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта описание Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
- Сочинение по картине Зимний пейзаж Питера Брейгеля Младшего Необыкновенный простор мыслей, четкость штрихов, динамика, жизнелюбие, собственное видение разгара зимних забав – то, из чего соткано полотно Питера Брейгеля Младшего под названием «Зимний пейзаж».
Источник