Напишите пожалуйста методы изучения природы:
Я знаю: наблюдение, сравнение, эксперимент (опыт), «Полевой сбор».Напишите еще то, что вы знаете! Пожалуйста. Это вопрос жизни и смерти!
К традиционным, но сохранившим свое значение относится описательный метод. Основные методы биологии:
•наблюдение и описание фактов и явлений (описательный метод) . Метод наблюдения дает возможность анализировать и описывать биологические явления. На методе наблюдения основывается описательный метод. Для того, чтобы выяснить сущность явления, необходимо прежде всего собрать и описать фактический материал. Например, с помощью метода наблюдения можно изучить сезонные изменения в живой природе. Наблюдение-изучение объектов живой природы в естественных условиях существования. Это непосредственное наблюдение за поведением, расселением, размножением растение и животных в природе. Для этих целей используются как традиционные средства полевых исследований (бинокль, видеокамеры) , так и сложное лабораторное оборудование (микроскопы, биохимические анализаторы, разнообразная измерительная техника) .
•сравнение, дающее возможность установить сходство и различие между разными биологическими структурами и явлениями (сравнительный метод) . Сравнительный (исторический) метод-выявляет эволюционные преобразования биологических видов и их сообществ. Сопоставляют анатомическое строение, химический состав, структуру генов и другие признаки у организмов разного уровня сложности. При этом исследуются не только ныне живущие организмы, но и давно вымершие, сохранившиеся в виде окаменелых останков в палеонтологической летописи.
эксперимент (лат. experimentum – испытание) , в ходе которого биологические объекты и процессы изучаются в искусственно созданных, точно контролируемых условиях (экспериментальный метод) . Экспериментальный метод связан с целенаправленным созданием системы, помогает исследовать свойства и явления живой природы. Экспериментальный метод (опыт) — исследования живых объектов в условиях экстремального действия факторов среды – измененной температуры, освещенности или влажности, повышенной нагрузки, токсичности или радиоактивности, измененного режима или места развития (удаление или пересадка генов, клеток, органов и т. п.) . Экспериментальный метод позволяет выявить скрытые свойства, пределы адаптивных (приспособительных) возможностей живых систем, степень их гибкости, надежности, изменчивости.
•моделирование – построение и изучение моделей (схем, графиков, описаний) процессов и явлений, которое стало все шире применяться с развитием компьютерных технологий. С помощью метода моделирования изучается какое-либо явление через его модель.
•Широко используются инструментальные методы: микроскопия (световая и электронная) , центрифугирование (позволяет выделять и изучать органоиды клетки) , электрография, радиолокация и др.
•Универсальное значение для всех отраслей биологии имеет исторический метод – изучение всех явлений и процессов, как этапов эволюционного развития природы. Это один из важнейших методов, служащий основой осмысления получаемых фактов. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.
•Палеонтологический метод – изучение вымерших организмов.
Системный метод, относится к категории новых междисциплинарных методов исследования. Живые объекты рассматриваются как системы, то есть совокупности элементов с определенными отношениями.
Гибридологический (метод скрещивания) , генеалогический (метод составления родословных) , цитогенетический (позволяет выявлять нарушения числа и структруры хромосом) , биохимический (позволяет выявлять наследственные нарушения обмена веществ) — частные методы генетики
Научный-совокупность приемов и операций, используемых при построение систем научных знаний
Описательный-без комментариев
Исторический-помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее полученными.
Источник
§3. Методы изучения природы1 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год
1. Перечислите основные методы изучения природы.
К основным относят – наблюдение, эксперимент, измерение.
2. Чем различаются наблюдение и эксперимент?
Разница в задачах. Эксперимент используют для того, чтобы воспроизвести какое-то явление в каких-то особых условиях. И произвести исследование, какие изменения будут происходить. Наблюдение же – это просто действие слежения. При этом не выполняется никаких других действий.
3. Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего?
Это лупа, телескоп, бинокль и микроскоп. Общее то, что функция у всех одинаковая – увеличивать. У всех есть линзы, но у каждого их строение разное.
4. Ученые каких специальностей используют для своих наблюдений телескоп? А кто пользуется лупой?
Телескопом пользуются астрономы. Лупу используют ботаники или зоологи.
5. Приведите примеры наблюдений, которые вы проводили, изучая природу в начальной школе.
Мы наблюдали за ростом бобов(записывали поэтапно дома их рост, а потом, когда он вырастал приносили его в класс. Также наблюдали за ростом растений в классе
6. Вспомните, какие опыты вы проводили в начальной школе на уроках «Окружающего мира».
Проводили опыты с листочками, рассматривали засохшие листочки и т.д.
7. Какие измерения проводят при изучении природы?
Измеряют размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер и часы. Чтобы биологам определить численность животных в том или ином месте, они подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
8. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить при помощи секундомера? А с помощью весов?
1. секундомер, весы, термометр
секундомер — время, весы — масса тела
2. длина — метры, масса — килограммы, температура — градусы Цельсия, время — секунды, скорость — метры в секунду
9. Какие единицы измерения из правого столбика соответствуют величинам, приведенным в левом столбике?
Длина градус Цельсия (°С)
Масса метр в секунду (м/с)
Температура секунда (с)
Время килограмм (кг)
Скорость метр (м)
Длина — метр (м)
Масса — килограмм (кг)
Температура — градус Цельсия (°С)
Время — секунда (с)
Скорость — метр в секунду (м/с)
Источник
ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник. С ракушкой | Страница 11
Метод – это совокупность определенных, рационально направленных действий, которые необходимо предпринять с целью решения определенных задач или для достижения поставленных результатов.
Различают две группы методов: теоретические и практические. В основе теоретических методов лежит объяснение результатов, которые были получены в процессе наблюдения или проведения опытов. К практическим методам относятся: наблюдение и опыт (эксперимент).
2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
Наблюдение является одним из первых методов изучения природы, который использовали еще в древности. На сегодняшний день он остается важнейшим в научном познании, так как позволяет получить конкретные ответы на целенаправленно составленные вопросы. При помощи наблюдения можно узнать о многих закономерностях природы, например, о смене времен года, либо о смене дня и ночи. Также можно узнать о поведении различных видов животных в тех или иных условиях окружающей среды.
3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
Наблюдение является методом познания, во время проведения которого наблюдатель только наблюдает за объектом исследования, изучает его свойства и фиксирует. Никаких действий он не осуществляет и ничего не добавляет от себя.
Эксперимент также является методом научного познания, но в процессе его выполнения изучаемые объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение постоянно контролируется, управляется и корректируется экспериментатором.
4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Я знаю такие измерительные приборы, как:
- Барометр – измеряет атмосферное давление;
- Амперметр – измеряет силу тока;
- Вольтметр – измеряет напряжение между двумя точками электрической цепи;
- Линейка – измеряет длину предмета;
- Манометр – измеряет давление, которое отличается от атмосферного;
- Спидометр – определяет числовое значение скорости;
- Психрометр – определяет относительную влажность воздуха.
1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
Одно из запоминающихся моих наблюдений – это наблюдение за паргелием. Это достаточно редкое явление, увидеть которое можно только зимой и только при ясной погоде, когда солнце расположено низко над горизонтом. Появляется оно из-за кристалликов льда, витающих в воздухе. Они, словно миллионы маленьких призм, через которые преломляются солнечные лучи. В результате такого преломления можно увидеть на небе сразу три солнца – одно настоящее, а два по бокам – двойники, словно отражения. Сфотографировать это явление бывает очень трудно, но наблюдение за ним вживую просто завораживает и вызывает бурю эмоций.
2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
Как метод исследования, наблюдение отличается от обычной фиксации событий, а потому находит свое отражение именно в требованиях, которые к нему предъявляются:
- Точно определенная цель наблюдения;
- Объективность отбора информации, которая будет «работать» на подтверждение гипотезы исследования;
- Наличие емкого плана действий, в котором определяется и цель, и предполагаемый результат, и другие не менее значимые факторы (предмет, объект, единицы наблюдения, выявляемые параметры, способ регистрации наблюдаемого и прочее);
- Разработка процедуры действий и формы фиксации получаемых результатов;
- Учет возможных ошибок (их причины, способы минимизации);
- Возможность измерения, сравнения и обработки полученной информации;
- Достаточное и необходимое количество наблюдаемых признаков;
- Оптимальность.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?
На мой взгляд, настоящий ученый должен быть достаточно любознательным, увлеченным своим делом и терпеливым, чтобы любые исследования или наблюдения доводить до конца и получать желаемые результаты. В себе бы в дополнение к терпеливости я бы хотел развить такие качества, как: настойчивость в своих действиях, умение пережить неудачи, если не все происходит так, как планируется. Именно таким должен быть настоящий ученый, который предан своему делу.
Источник