Передача наш дом природа

Аннотация программы Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом.

Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

  • В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
  • Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
  • Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.

В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.

Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Читайте также:  Биосоциальная природа способностей психология

Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов.

В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

  • люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
  • как я влияю на природу;
  • мое здоровье и окружающая среда;
  • моя экологическая безопасность;
  • что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
  • что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья.

В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

  • как нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.

Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.

Читайте также:  Загрязнение природы отходами производства

Результаты апробации программы

Материалы комплекта апробированы в дошкольных учреждениях страны и получили положительную оценку. Предполагается творческое использование программы воспитателем. Многие конспекты занятий по просьбе работников ДОУ написаны детально, однако их можно дополнять, делить на несколько частей в зависимости от характера работы. Важно только, чтобы все дополнения соответствовали тематике занятий и были экологически грамотными. Необходимо помнить и о краеведческом аспекте обучения, учить на примерах среды ближайшего окружения, природы родного края.

Источник

Анализ программы экологического образования «Наш дом – природа» Автор Н.А.Рыжова
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель программы : Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

формирование системы элементарных научных эко­логических знаний; развитие познавательного интереса; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения; формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентации; освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Принципы отбора содержания программы «Наш дом – природа»

Структура программы 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Я и природа Вода Воздух Солнце Песок Глина Камни Почва Растения Животные Лес Человек и природа

Программа предна­значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо­димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты­вают психологические и физиологи­ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме. Возраст детей

Методика работы по программе Блок занятий Конструирование е Игра Исследо-вание Труд Литература Музыка ИЗО Театр

Формы реализации программы Наблюдения Опыты и исследования Проектная деятельность Развивающие игры Моделирование Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ Чтение художественных произведений Рассматривание иллюстраций Слушание музыкальных произведений, звуков природы Экскурсии Труд в природе

Компоненты содержания программы Блоки занятий Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный Я и природа (Дом под крышей голубой) Компоненты природы, природные и искусственные объекты, ребенок как часть природы Природа как универсальная ценность, необходимость каждого природного компонента Бережное отношение к природе Изучение компонентов природы на примере ближайшего окружения Вода (Волшебница вода) Вода в окружающем нас мире (водоемы, виды осадков), свойства воды, состояния воды, элементы круговорота воды, водные животные и растения, их приспособленность к водной среде Значение воды в жизни человека и живых организмов, водоемов как среды обитания живых организмов, ценность чистой воды Правила Поведения во время отдыха на берегах водоемов, бережное отношение к водным животным и растениям, выбор мест для купания, рациональное использование воды в быту (дома и в детском саду) Экскурсия на ближайший водоем с целью оценки отношения к нему людей, помощь обитателям водоема (подкормка птиц), реализация правил поведения во время экскурсий, совместный отдых с родителями у водоема,очистка (фильтрация) воды (помощь реке),уход за обитателями живого уголка Воздух (Воздух- невидимка) Свойства воздуха, Его значение в жизни человека и других организмов, воздух как среда обитания, ветер — движение воздуха, летающие животные, летающие семена, почему загрязняется воздух Значение воздуха в жизни человека и других организмов, чистый воздух и здоровье, ценность растений как очистителей воздуха Выбор места для игр,отдыха с точки зрения чистоты воздуха, чистый воздух и наше здоровье, бережное отношение к птицам, насекомым и другим летающим животным Исследования листьев деревьев (загрязнение пылью), наблюдения, подкормка птиц, посадка деревьев, комнатных растений как очистителей воздуха

Читайте также:  Населенный пункт подверженный угрозе ландшафтных природных пожаров

Программа имеет методическое обеспечение: Разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, Рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом, почвой, камнями, песком, глиной Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей: Автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Ожидаемые результаты Предполага­ется получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоцио­нального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о неко­торых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнози­ровать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпри­нимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Источник

Оцените статью