Перелетные птицы логопедические задания

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте.

  • формировать умение отличать перелётных птиц от зимующих с помощью знаний о связи между характером корма и способом его добывания;
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, употребления предлогов;
  • учить составлять предложения.
  • активизировать словарный запас – перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой
  • развивать связную речь и логическое мышление;
  • совершенствовать мелкую и общую моторику, речевое дыхание;
  • развивать умение согласовывать имена существительные с числительными;
  • развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами.
  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Не слыхать кукушки в роще

Ходит грач с грачихой чёрной

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)

Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края)

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

— Голова и тело покрыто перьями.

А каких птиц называют перелетными?

— Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Каких перелетных птиц вы уже знаете?

— Соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок, журавль.

Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

1. Массаж биологически активных точек «Летели утки»

Летели утки над лесной опушкой.

(Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз)

(Так же легко провести 6 раз по щекам)

И долго елка ветками качала.

(Указательными пальцами массировать крылья носа)

А не начать ли нам массаж сначала?

2. Артикуляционная гимнастика

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда упал.

– Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, – но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. – И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Вдруг на встречу ему скачет лягушонок.

– Помоги мне залезть в гнездо, лягушонок! – попросил Воробушек.

Читайте также:  Отряды птиц пингвины представители

Лягушонок попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Прискакала на громкий плач лошадка и попыталась подсадить воробышка на дерево.

Но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел.

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

– Я знаю, что делать. Иди на детскую площадку и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей на площадку и видит: ребята на качелях качаются и в футбол играют.

Попросил воробей у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и пел им песенки.

3. Дыхательная гимнастика «Птицы»

Раздать детям бумажных птиц на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на птицу через рот.

4. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. Покружили над рекой, над родным болотом. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

Где пролетели журавли? (Через леса, через поля, через шумные города)

Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)

Ребята, а вы знаете как летят журавли?

5. Игра «Скажи одним словом»

Ребята, если у цапли длинный клюв, то это длинноклювая цапля.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у утки зеленая голова, то это… (зеленоголовая утка).

Если у журавля большие крылья, то это… (большекрылый журавль).

Если у лебедя длинная шея, то это… (длинношеий лебедь).

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

И на место сели («улетают», садятся)

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Добрая птица – (добренькая птичка)

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)

Короткий хвост – (коротенький хвостик)

Тонкая шея – (тоненькая шейка)

Белое крыло – (беленькое крылышко)

Острый клюв – (остренький клювик)

Читайте также:  Мариинка жар птица петрушка

Легкое перо – (лёгенькое перышко)

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких птиц мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 94-114

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

Цель: закрепление представлений о перелетных птицах, развитие связной речи.

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.
  • Учить определять птиц по их описанию.
  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

I. Вводная часть. Организационный момент.

Ребята, послушайте загадки.

За лягушками к болоту. (аист)

Подбросить яйца мастерица.

Хвост раздвоен в два хвоста.

Раньше всех из птиц встает,

Как ту птичку называют? (жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

1. Массаж биологически активных точек

Скачет шустрый воробей (постучать пальцами по лбу)

Все быстрей, быстрей, быстрей! (постучать пальцами по щекам)

Крошки хлеба поклевал, (пощипать щеки)

Над землею полетал, (погладить пальцами щеки по кругу)

На березе посидел. (пожать уши)

Кыш. Куда-то улетел! (похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика

Цапля клювом, как пинцетом,

За мной! – Кричит вожак. – За мной!

Холодный воздух разгребая.

За ним летит вся птичья стая

Туда, где будут жить зимой.

Аист свил гнездо на крыше,

3. Дыхательная гимнастика «Птицы»

Раздать детям бумажных птиц на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на птиц через рот.

4. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» по схеме

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. Покружили над рекой, над родным болотом. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 94-114
Читайте также:  Кфх синяя птица ганцевичах

Источник

Логопедические домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Логопедические домашние задания для детей и родителей по лексической теме «Перелётные птицы».

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Попросите ребенка назвать перелётных птиц : лебеди, журавли, кулики, утки, гуси, скворцы, грачи, ласточки и др . Почему их так называют? В какое время года перелётные птицы улетают в тёплые края? (Поздней осенью.) В какое время года перелётные птицы прилетают к нам обратно? (Весной.)
  2. Составь предложения о том, что делают перелётные птицы; прохлопай каждое слово и посчитай, сколько слов в предложении ( не забудь, что предлоги и союзы – это тоже короткие слова ): Весной птицы прилетают к нам с юга. Прилетают грачи и начинают строить гнёзда. Скворец летает над дубом. Папа для скворцов построил скворечник.
  3. «Чей? Чья? Чьё?»:

— шея лебедя – чья шея? (лебединая шея)

— ноги журавля – чьи ноги? (журавлиные ноги)

— клюв утки – чей клюв? (утиный клюв)

— крыло гуся – чьё крыло? (гусиное крыло)

— песня соловья – чья песня? (соловьиная песня)

— Лебедь плавает … озеру. ( по )

— Журавль стоит … воде около берега. ( в )

— Ласточка поднялась высоко … небо. ( в )

Ласточка ловит мелких насекомых.

Грач ищет земляных червей.

Скворец собирает гусениц с листьев берёзы.

ле – бедь (2 слога) грач (1 слог) жу – равль (2 слога)

цап – ля (2 слога) гусь (1 слог) лас – точ – ка (3 слога)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание для родителей по лексической теме «Перелетные птицы»

Домашнее задание для родителей .

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т\’]. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Перелётные птицы. Звуки [т], [т’]. Буква Т.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква Ы.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м\’]. Буква М.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Домашние птицы. Звуки [м], [м’]. Буква М.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние животные. Звук и буква И.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Домашние птицы. Звук и буква М.

Домашние задания для детей по лексическим темам -Февраль

Игровые задания способствуют закреплению материала вместе с родителями.

Источник

Оцените статью