Образовательная деятельность «Перелётные птицы весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
— Расширить знания детей о птицах.
— Закрепить знания о перелетных птицах.
— Закрепить обобщающие понятия.
— Обучать развернутому высказыванию.
— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;
—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;
Ход занятия: 1. Организационный момент (ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят)
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята о каком времени года говорится в стихотворении С. Я. Маршака?
2. Беседа по теме. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне.
— Сейчас у нас какое время года?
— Как называются весенние месяцы?
— Сейчас какой по счету месяц?
— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. « Весна, какая?» (кто называет, садится на своё место).
ДЕТИ: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д…
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? ( перелетные).
(картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль ).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?
ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?
ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
ДЕТИ: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
ДЕТИ: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? — Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Кто же это? (соловей) (слайд 4)
— Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)
2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)
— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).
— Отгадайте следующую загадку.
3. Под крышей я леплю гнездо,
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).
4. Это старый наш знакомый:
Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?
(дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем, встаём и делаем круг!
3. Физкультминутка: «Весёлый шарик».
4. Познавательно-исследовательский этап.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?
ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам — выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10)
Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 11). Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются птенцы?
5. Дидактическая игра «Назови птенцов».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра « Четвертый лишний? ( по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. ( Дети составляют предложения по картинкам – символам).
— Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
— Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
— Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
- Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
- Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
- Мы никогда не услышим их чудных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят : Птицы — наши помощники и друзья
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
— О каких перелётных птицах мы говорили?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
— Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы – раскраски, оживите цветными карандашами этих птиц.
Источник
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» в средней группе
Задача: Расширить знания детей о весне, и перелетных птицах.
Цели: — Познакомить детей с внешним видом
— Дать понятие «перелетные птицы»
— Развивать интерес к жизни птиц.
— Воспитывать доброе отношение и любовь к птицам.
Материал: Фланелеграф с солнцем, картинка с изображением скворечника, звукозапись с пением птиц, картинки с изображением перелетных птиц.
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы весной“ в средней группе» размещена в разделах
Дети: Входят в зал и становятся в полукруг.
Восп: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Восп: Правильно. Весной светит ярко солнышко, поют птички. Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и неслышно пение птиц. А давайте разбудим солнышко потешкой. Оно нас услышит и обязательно проснется.
Потешка : Солнце яркое покажись, (руки вытянуть вперед)
Платье алое надень (девочки берутся за юбочки, а мальчики руки на пояс) Подари нам красный день (хлопают в ладоши).
(Переворачиваем солнышко)
Восп: Ребята, а давайте поиграем в игру :
«Солнышко весной» (Подбор прилагательных)
Солнышко какое? – Желтое, круглое, ласковое, яркое, лучистое.
(Дети называют слово и прикрепляют лучики.)
Восп: Молодцы ребята. Солнышко проснулось.
Тепло на улице стало. Весна пришла (Слышно пение птиц).
Восп: — Ребята, а что это за звуки, кто это поет?
Дети: — Птицы.
Восп: — А откуда они появились?
Дети: — Солнышко услышало нашу потешку, проснулось, пришла весна и птички домой с юга прилетели.
Восп: — Молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки про птиц, а вы попробуйте откадать, о каких птицах говорится в загадках.
«Кто прилетает к нам и теплом
Восп: Правильно. Слушайте дальше.
«Всех перелетных птиц черней
Восп: Молодцы. Как называют этих птичек одним словом. Ангелина?
Ангелина: Перелетные.
Восп: А почему их так называют Ксюша?
Ксюша: Когда становится холодно, птицы улетают в теплые края, а весной прилетают обратно.
Восп: Правильно. Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик?
Восп : А из чего птицы строят свои гнезда?
Дети: Из веток, глины, перьев.
Восп : Молодцы. А вот этот домик вам знаком? (показывает скворечник)
Восп : А кто его сделал? Кто в нем живет?
Дети : Его сделал человек. В нем могут жить не только скворцы, но и любые маленькие птицы.
Восп : А как вы думаете, почему люди развешивают скворечники у себя в саду?
Дети : Скворцы охранают сады от насекомых.
Восп : Молодцы. Давайте поиграем в игру «Скворушки»
П/ И : Скворушки летели, все люди глядели
(бегут по кругу, машут руками)
Скворушки садились, все люди дивились
(присели, руки складывают за спиной)
Сели посидели, взвились, полетели (побежали по кругу, машут руками)
Восп: Молодцы. Отдохнули. А теперь скажите мне, что птицы откладывают в своих гнездах?
Восп: А, что потом будет с яйцами?
Дети: Из них вылупляются птенцы.
Восп: Правильно. Все лето птицы-родители заботятся о своих птенчиках, кормят их, учат летать, а осенью, когда наступают холода, они всей семьей улетают в теплые края, где нет зимы и много корма для птиц. А чем кормятся птицы?
Дети: Насекомыми (мошки, букашки, червячки)
Итог: Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о перелетных птицах. Почему их так называют? О каких птицах мы сегодня говорили (скворец грач, ласточка). Как называют птичий домик? Что вам понравилось сегодня?
«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.
Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с внешним видом и отличительными признаками перелетных птиц. Объяснить, почему они называются перелетными. Рассказать,.
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе по теме «Перелетные и зимующие птицы. Стриж» Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи: 1. Закрепить знания о перелетных и зимующих птицах; познакомить с представителем.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада «Перелетные птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: уточнить представление о перелётных птицах. Задачи :-упражнять.
Конспект занятия в средней группе «Перелетные птицы. Они прилетели. Они прилетели. На крыльях весну принесли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 128» г. Рязани занятие «Они прилетели, они прилетели,.
Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы перелетные и зимующие» Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах Задачи: —Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц,.
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы» Цели : 1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц. 2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы» по познавательному развитию Конспект занятия во 2- мл. группе «Перелетные птицы» по познавательному развитию. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — повторить названия птиц; — расширять.
Источник