Картотека дидактических игр «Перелетные птицы»
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам, находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач , голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
Цель: формирование умения устанавливать правильную последовательность слов в предложении
Червяк клевал скворца.
Песня спела соловья.
Мохнатая гусеница съела кукушку.
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
Цель: упражнять детей в употреблении предлога «За»
Грач — трясогузка – жаворонок – скворец – болотные птицы – кукушка – ласточка – соловей.
Цель: упражнять детей в употреблении в речи слов – действий
— Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы (они что делают? ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют…).
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И.п. и Р.падежах.
Грач — грачи — грачей,
птица — птицы — птиц,
стриж — стрижи — стрижей,
аист — аисты — аистов,
жаворонок — жаворонки — жаворонков,
скворец — скворцы — скворцов,
трясогузка — трясогузки — трясогузок,
журавль — журавли — журавлей,
гусь — гуси — гусей,
утка — утки — уток,
селезень — селезни — селезней,
ласточка — ласточки — ласточек,
соловей — соловьи — соловьев,
лебедь — лебеди — лебедей,
кукушка — кукушки — кукушек,
гнездо — гнезда — гнезд,
яйцо — яйца — яиц,
птенец — птенцы — птенцов.
Цель: формирование умения называть притяжательные прилагательные
Перья журавля (чьи?) – журавлинные.
Цель: упражнять детей в порядковом счёте от одного до пяти. Согласовывать числительные с существительным.
Скворец. Аист. Ласточка. Кукушка. Соловей.
Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) — нет лебедя, утки…
Нет (кого?) — нет лебедей, уток и т.д и т.п.
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
У журавля длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).
У аиста острый клюв, поэтому его называют… (остроклювым).
У цапли узкая голова, поэтому ее называют … (узкоголовая).
У скворца прямой хвост, поэтому его называют … (прямохвостым).
У жаворонка короткий клюв, поэтому его называют … (короткоклювым).
У дикого гуся красный клюв, поэтому его называют … (красноклювый).
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: педагог читает предложения, а дети исправляют ошибки.
— Послушайте предложение и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
— Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
— Дети сделали для аистов скворечники.
— Тело птицы покрыто шерстью.
Цель: упражнять детей в образовании антонимов
— Кукушка сидит высоко, а ласточка …,
— У журавля широкие крылья, а у ласточки …,
— У лебедя длинная шея, а у скворца …,
— Жаворонок живет в поле, а цапля …
Цель: развитие связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы» , набор графических схем.
Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.
Цель: формирование умения у детей подбирать нужный по смыслу предлог (из, в, к, над, на, по).
Грач вылетел . гнезда. Грач прилетел . гнездо. Грач подлетел . гнезду. Грач кружит . гнездом. Грач сел . ветку. Грач ходит . пашне.
Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.
Цель: образование существительных в единственном и во множественном числе
Грач — грачонок — грачата,
аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата,
журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата,
лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата,
утка — утенок — утята,
гусь — гусенок — гусята.
Цель: образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — . , стая уток — . , . грачей — . , . соловьев — . .
цель: формирование умения называть слова — родственники
— Крыло чье? (показ по картинке)
— Как называются места, где скопление грачиных гнезд?
Цель: упражнять в отгадывании загадок по лексической теме
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
— На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
— Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
— Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка).
— Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел).
— Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)
Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос.
Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея? . (У лебедя.); . самые длинные ноги? . (У цапли, журавля.); . самый длинный клюв? . (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? . (Соловьи.); . подражают пению других? . (Скворцы.).
Источник
Домашнее задание по лексической теме «Перелетные птицы»
учебно-методический материал (старшая группа)
3.Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Аист большой, а соловей . Аист белый, а грач .
У аиста длинная шея, а у кукушки . У соловья серая грудка, а у ласточки .
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).
Кукушка (какая?) пестрая. Грач черный.
Аист важный , Ласточка быстрокрылая, . .
Перелетные птицы весной (что делают?). .
Перелетные птицы осенью (что делают?). .
5. Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения по образцу.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют . (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют . (длиннохвостой).
6. Упражнение «Назови ласково»
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова —головушка,
соловей — соловушка, шея — шейка, крыло — крылышко,
скворец — скворушка, гусь — гусенок, утка — уточка,
лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко,журавль — журавушка,
7. Упражнение «Назови детеныша»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята,
стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята,
кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята,
скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята,
8. Упражнение «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — . ,
стая уток — . , . грачей — . , . соловьев — . .
Грач — грачи — много грачей; птица — птицы — много птиц,
стриж — стрижи — много стрижей, аист — аисты — много аистов,
жаворонок — жаворонки — много жаворонков, гусь — гуси — много гусей,
скворец — скворцы — скворцов, утка — утки — много уток,
трясогузка — трясогузки — трясогузок, лебедь — лебеди — много лебедей,
журавль — журавли — много журавлей, гнездо — гнезда — много гнезд,
селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — много ласточек,
соловей — соловьи — много соловьев, яйцо – яйца – много яиц,
кукушка — кукушки — много кукушек, птенец – птенцы – много птенцов;
Утка, скворец, воробей, журавль (воробей) ;
ворона, скворец, голубь, воробей (скворец) ;
ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка) ;
петух, индюк, курица, ворона (ворона);
журавль, аист, цапля, индюк (грач); цапля, курица, индюк, гусь (цапля);
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей.
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев)
«Грачи »
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи —
Птицы работящие».
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький.
Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку.
А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Какое несчастье случилось с птенчиком?
Когда случилось несчастье?
Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике?
Чем закончилась эта история?
Прощайте, две скорлупки. (Птенец.)
Первый вестник тёплых дней. (Грач.)
Вам знакома эта птица. (Ласточка)
Что за птица? Знаешь? — …. (Утка)
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Кто без нот и без свирели
Голосистее, нежней? Кто же это? . (Соловей.)
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
Дарит мягкие перинки . (Гусь)
Ищет в речке лягушат . (Цапля)
А уходят осенью. (Перелетные птицы)
Графические диктанты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания по лексической теме «Домашние птицы»
домашние задание по лексической теме «Домашние птицы».
Домашнее задание. Тема: Зимующие дикие и домашние птицы.
Домашнее задание предлагается для детей подготовительной группы детского сада. В нём отрабатываются грамматические темы (существительные уменьшительно — ласкательного значения, дательный падеж множест.
домашние задания по теме птицы
У Вас свободная минутка и хочется поиграть с ребенком?Отлично! Тогда предложенные игры Вам помогут развить малыша и объединить всю семью.
Домашнее задание по теме «Домашние птицы» в старшей группе
Родителям рекомендуется рассказать ребенку:понятие “домашние птицы”;как называется помещение, где живут домашние птицы;чем эти птицы питаются;названия частей тела, чем оно покрыто (различа.
Домашнее задание «Домашние птицы»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Источник