Первоначалом всего сущего является влажная природа

Школы ранней греческой философии

1. Фисиологи (философия физиса). Первые греческие философы (насколько это известно) называли свои сочинения «О природе». Вопрос для них стоял именно так: «какова природа вещей?». Природа по-гречески — φύσις («фюсис» или «физис»). Отсюда знакомое нам современное слово «физика», но «природа» греков и «природа» в понимании современного естествоиспытателя – не одно и то же.

К представителям философии физиса можно отнести Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен жили в городе Милете. Отсюда – устоявшееся в литературе название «Милетская школа». Гераклит же жил в Эфесе, хотя его философию можно отнести к тому же типу.

Сочинения этих мыслителей не дошли до наших дней. То, что можно сказать об их философии, почерпнуто из сочинений более поздних греческих и римских авторов[3].

Итак, что же мы о них знаем?

Известно, что Фалес полагал, что природа вещей, первоначало всего сущего – это вода (потому, что живое рождается из воды, все живое влажно и высыхание – это умирание).

Анаксимен учил, что первоначало (фюсис) – это воздух (во-первых, потому, что жизнь предполагает дыхание, во-вторых, потому, что воздух – это та прозрачная среда, которая дает место всему сущему).

Гераклит же утверждал, что первоначалом всего сущего является огонь. Огонь — самый легкий элемент, из него, сгущаясь, тяжелея, образуются все прочие элементы. Огонь так же у Гераклита связан с духом; так он говорит, что души мудрецов – огненные, а души немудрых людей – иначе (например, душа пьяницы – влажная).

Выходит, что все учили по-разному. Но нам, скорее, следует задаться вопросом, что это за «природа», которую искали, имя которой пытались подобрать греки?

«Природа вещей», о которой говорят фисиологи, — это не вещи. Вещи возникают и уничтожаются, фюсис же – неизменна и неуничтожима.

С одной стороны – философы физиса ищут «первоначало» «первоэлемент», из которого возникают все остальные, а с другой стороны – нечто, лежащее глубже воспринимаемых чувствами явлений, этого вечного потока возникновения и уничтожения. Вода, о которой говорит Фалес, это не совсем та вода, которую мы пьем. Огонь Гераклита – это не совсем тот огонь, который можно развести в очаге. А нечто более существенное. У Фалеса можно найти утверждение, что фюсис божественна. Однако, если это и божественность, — то не божественность греческих богов (боги греков похожи на людей, страстны, изменчивы, когда-то рождены и, возможно, смертны).

Фюсис – не что-либо чувственно воспринимаемое. Но то, что она – умопостигаемое, тоже, сказать вполне четко нельзя, поскольку эти философы называют ее именем какой-то конкретной вещи (элемента).

Читайте также:  Виды тушения природных пожаров

У этой первоосновы должно быть какое-то абстрактное имя, но языка, на котором ее можно было бы назвать, еще нет. Он только создается. В распоряжении первых греческих философов – только естественный язык, на котором говорят люди.

Анаксимандр, возможно, делает шаг в сторону создания такого языка (отыскания такого имени). Согласно его учению фюсис (первоначало) – это апейрон («неопределенное», из которого, определяясь, приобретая те или иные признаки, образуются все остальные элементы).

Гераклит, кроме того, говорит о «Логосе». Все течет, вещи переходят одна в другую (сущее представляет собой поток возникновения-исчезновения), но у этого потока есть мера, ритм, которому оно следует. Греческое слово «Логос» мы одновременно можем перевести как «разум», «меру», «слово» и «закон» (это слово соединяет в себе все эти значения).

Дошедшее до наших дней изречение Гераклита: «Эту вот Речь (Логос), сущую вечно, люди не понимают, и прежде, чем выслушать /ее/, и выслушав однажды. Ибо хотя все /люди/ сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом), они подобны незнающим /ее/, даром, что узнают на опыте /точно/, такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их, согласно природе /=истинной реальности/ и высказывая /их/ так, как они есть…»

По Гераклиту, все сущее, с одной стороны, есть огонь, с другой стороны, — Логос (мера) этого огня. Для философа Гераклита (как, очевидно, и для других фисиологов), мир есть нечто постоянное (несотворенное). Вопрос «какова природа вещей?» это уже, в сущности, предполагает.

«Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет, вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» (- еще одно изречение Гераклита).

2. Элеаты. Название школа получила от имени города Элеи, где жили Парменид, Зенон и их ученики.

От сочинения Парменида, которое так же называлось «О природе» — до наших дней дошло несколько больше – около двух страниц текста (+пересказы и толкования).

В своей поэме «О природе» Парменид пишет о том, что есть два пути познания: на одном можно познать истину, на другом же не найдешь ничего, кроме призраков и иллюзий.

Первый путь – направить свой ум на то, что действительно существует (на подлинное бытие). Что же действительно есть, согласно Пармениду?

То, что когда-то было, а сейчас его нет, оно кончилось, исчезло, — его нет. А то, что сейчас существует, но когда-то его не было и когда-то его не будет? Его нет, — отвечает Парменид. Все, чье существование непрочно, чье существование протекает во времени – не существует в подлинном смысле слова. Так утверждает Парменид и призывает направить ум на вечное (то, что не зависит от времени)[4].

Читайте также:  Дайте определение понятия охрана природы

Только о том, что действительно есть и не изменяется со временем, возможно подлинное знание. Пытаясь же познать вещи (изменчивое), мы ничего не достигнем, здесь нас ожидают только призраки.

Парменид вводит в оборот самое общее из философских понятий – понятие «бытие». Бытие, согласно Пармениду, — неизменно, вечно, просто и кругообразно (круг – самая простая и совершенная форма).

Итак, Парменид предельно резко различает и максимально далеко разводит чувственно воспринимаемое и умопостигаемое: действительно есть то, что схватывается умом (неизменное), все же, что существует во времени – лишь кажимость.

У Парменида выходит, что весь мир видимых нами (данных нам на опыте) вещей является иллюзией, он лишен истины. Это – парадоксальное утверждение. И в то же время, с Парменидом трудно не согласиться, что наш разум в большей степени приспособлен для познания неизменного, а возможность познания изменчивого (текущего во времени) всегда останется под вопросом.

Ученик Парменида Зенон известен своими апориями [5].

Вот одна из них («Ахиллес и черепаха»), в ней доказывается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Допустим (цифры произвольные) Ахиллеса и черепаху разделяет 1000 метров; пока Ахиллес преодолевает это расстояние, черепаха уползет еще (допустим) на сто метров, пока Ахиллес бежит эти сто метров, черепаха проползет еще10 и так далее. Расстояние будет сокращаться, но никогда не будет равно нулю.

Еще одна апория («Стрела»). Допустим, некто выпустил стрелу, она вылетела из точки А и прилетит в точку В. В момент времени t1 она будет находиться в точке С, в момент времени t2,она будет находиться в точке D. Как бы мелко мы не делили временной интервал, для каждого момента времени мы в состоянии указать точку, в которой будет находиться стрела. То есть, в каждый отдельно взятый момент времени стрела неподвижна. А мы говорили, что она движется!

Апории Зенона были направлены на подтверждение мысли Парменида: движения не существует. Споры вокруг апорий не утихают и по сей день. И в 20-м веке толкованию зеноновых парадоксов посвящено не одно серьезное научное исследование. Что можно сказать здесь?

Что апории Зенона указывают на различие (нетождественность) того, что мы видим и того, что мы мыслим. Эти два порядка (видимого и мыслимого) не всегда совпадают.

Читайте также:  Биосоциальная природа человека кратко обществознание

Возможно, Зенон доказал, что движение немыслимо. Не пытаясь здесь дать окончательное разрешение зеноновых апорий, скажем лишь, что его рассуждения имели скрытую посылку (очевидную для образованного грека, и менее очевидную для нас): Зенон предполагал, что существует именно мыслимое, а то, что немыслимо, — не существует.

Источник

Основные идеи философии Фалеса

1. Фалес — представитель материализма . Аристотель сообщает: Фалес основой, первоначалом всего сущего считал воду , то есть некое влажное первовещество. Вода является первоначалом по Фалесу потому, что: а) растения без воды высыхают, животные и человек гибнут, то есть вода поддерживает жизнь. б) все начинается с воды и в нее возвращается. Фалес считал, что вода (материальное начало мира) бесконечна и вечна.

2. Вселенная в целом и каждый ее предмет имеет душу.

Примеры и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Эта его идея получила свое развитие в работах многих философов. Для ее обозначения в философии используются термин «гилозоизм».

Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности природы, учение утверждающее, что материи присущи сознание, всечувствительность.

Основные идеи философии Анаксимандра (610-546 до н. э.) — ученик Фалеса.

Первоосновой (архе) мира с его точки зрения является апейрон — это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон – это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. Это — вещество с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона, в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное. «Апейрон есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ», — считал Анаксимандр. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров.

Основные идеи философии Анаксимена (585-525 до н. э.) — ученик Анаксимандра. Он считал, что первоосновой (архе) мира является « воздух ». Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе «воздух» – род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается в огонь.

В начале 5-го века до н.э. Милет захватывают персы и город, лишается своей политической самостоятельности. Развитие философии здесь замирает. Однако философские идеи милетцев были продолжены в других городах Греции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью