Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада «Для чего птице перья?»
Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?».
Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.
Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской работе в старшей группе детского сада „Для чего птице перья?“» размещена в разделах
Задачи исследования :
— изучить материал в энциклопедической литературе;
— выяснить особенности оперения птиц;
— изучить строение и назначение перьев птиц;
— сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;
— выяснить значение перьев в жизни птиц.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для исследований
2. Перья : маховые, пуховые
5. Емкость с водой, растительным маслом
6. Лупы, проволока, кисточки
8. Гуашь, силуэты птиц в полете
9. Цветные перья
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель вносит коробку для исследований
-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).
«По лесу летало, в воде бултыхалось.
В воду упало и сухим стало
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
— Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
— Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
— Чем отличаются птицы от диких зверей?
(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
Поставить на доску схему оперения птиц.
— Тело птиц покрыто перьями.
— С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).
Показ крыльев разных птиц.
— Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
— Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).
— Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
— Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
Дети сравнивают: на одной руке — перо, на другой — камень. Вывод: перо легче, чем камень.
— Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
— Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)
— Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера — внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)
— Стержень пустой, поэтому перо легкое.
— Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
— Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
— Какие еще перья лежат у вас на столе?
— Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
— Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
— Проверим, какое перо легче — перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее — пуховое или маховое?
Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
— На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
— Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
— Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
— Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)
— Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
Ролик «Экологическая катастрофа»
— Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
— Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
— Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
— Где в быту нам может пригодиться перо?
— В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
— Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
— Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
— Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).
Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?».
Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.
Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.
Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для : полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.
Новизна: комплексная исследовательская деятельность.
Задачи исследования :
— изучить материал в энциклопедической литературе;
— выяснить особенности оперения птиц;
— изучить строение и назначение перьев птиц;
— сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;
— выяснить значение перьев в жизни птиц.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для исследований
2. Перья : маховые, пуховые
5. Емкость с водой, растительным маслом
6. Лупы, проволока, кисточки
8. Гуашь, силуэты птиц в полете
9. Цветные перья
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель вносит коробку для исследований
-Ребята как вы думаете, что находится в коробке? (предположения детей).
«По лесу летало, в воде бултыхалось.
В воду упало и сухим стало
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
— Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
— Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.
— Чем отличаются птицы от диких зверей?
(Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело звере покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)
Поставить на доску схему оперения птиц.
— Тело птиц покрыто перьями.
— С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета).
Показ крыльев разных птиц.
— Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)
— Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).
— Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
— Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
Дети сравнивают: на одной руке — перо, на другой — камень. Вывод: перо легче, чем камень.
— Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)
— Как вы думаете, почему перо легкое? ( Предположения детей: стержень пустой.)
— Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера — внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)
— Стержень пустой, поэтому перо легкое.
— Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер, воздух.)
— Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
— Какие еще перья лежат у вас на столе?
— Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).
Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)
— Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)
— Проверим, какое перо легче — перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее — пуховое или маховое?
Предложите ребёнку подуть на перо. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
— На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.
— Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)
— Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром. Птицы клювом смазывают свои перья.)
Давайте проведем эксперимент.
— Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, пипеткой капаем на перо. Вода скатывается каплями.)
— Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)
Ролик «Экологическая катастрофа»
— Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)
— Что произошло? (Слиплись волоски пера.)
— Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.
— Где в быту нам может пригодиться перо?
— В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера.
— Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.
— Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).
— Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Как мы делали снег» «Путешествие в Лабораторию. Изготовление искусственного снега» (НОД проведена в игровой форме со всеми детьми в количестве 24 чел; 2 девочки.
Конспект занятия «Транспорт» в старшей группе детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи: Ввести в словарь детей понятия: транспорт; воздушный,.
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Чего не купишь за деньги?» Задачи: • формирование представлений детей о нематериальных ценностях, о том, что не всё можно купить за деньги; • формирование представлений.
Конспект занятия «Осень разноцветная» в старшей группе детского сада Цель: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Задачи: — закрепить представления.
Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада «Овощная ярмарка» Конспект занятия по лепке в старшей группе детского сада, тема «Овощная ярмарка» Автор занятия: воспитатель старшей группы Морозова Н. С.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Автор:Хасанзянова Зиля Ильясовна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Умырзая».
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой» Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой» Цель: расширение представлений о зимующих птицах родного края, формировать.
Конспект занятия «Наблюдение за березой» в старшей группе детского сада Цель: — продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; — воспитывать бережное отношение.
Конспект занятия «Наблюдение за кошкой» в старшей группе детского сада Цель: — закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; — воспитывать гуманные чувства.
Источник