Пейзажист точно воссоздающий природу

Пейзаж на картинах известных художников: великие имена и знаменитые произведения

Пейзаж на картинах известных художников — это отображение природы во всём её удивительном многообразии. У каждого мастера — своё видение, свой стиль, своя палитра. Разглядывая пейзажи на картинах известных художников, мы видим всю планету: тихие берёзовые рощи, бушующие океаны, залитые солнечным светом лужайки, таинственные тропинки старинных парков, величественные горы, поющие ручьи…

Пейзаж нередко становится частью сюжета картины. Природа отображает чувства героев, подчёркивает настроение полотна, формирует атмосферу. Художники воссоздают мир, в котором действуют персонажи, делают ландшафты важной частью исторических, батальных, бытовых и даже мифологических произведений.

Пейзаж на картинах отражает и эмоции творца, и его впечатления, и личный взгляд на окружающий мир.

Особенно сильно эта черта стала проявляться в творчестве пейзажистов, начиная с эпохи импрессионизма.

Давайте же познакомимся с выдающимися работами знаменитых живописцев, на которых пейзаж играет главную или, как минимум, важную роль.

Классическая западная живопись

Пейзажный жанр не сразу обрёл самостоятельность, поэтому на картинах эпохи Ренессанса природные виды играют фоновую роль. Но постепенно их значимость повышается. Так, у Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) лирическая красота ландшафта, тающего в дымке сфумато, подчёркивает загадочность улыбки «Джоконды».

А на севере Европы, в Нидерландах, творит один из первых мастеров пейзажной живописи, выдающийся представитель Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude).

На исходе Высокого Ренессанса венецианцы Джорджоне (Giorgione) и Тициан (Tiziano Vecellio) насыщают образы природы выразительным колоритом и динамикой.

Эти тенденции обретут силу в творчестве мастеров эпохи Барокко.

У Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens) образы природы пышны и жизнерадостны.

А у Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) часто звучат грозовые и штормовые мотивы, подчёркивающие динамику происходящего.

Золотой век голландской живописи, пришедшийся на XVII столетие, породил немало замечательных мастеров-пейзажистов. Наиболее значительной фигурой среди них был Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael). Его «Мельницы близ Харлема» дают представление о характере живописной манеры малых голландцев.

Классицизм, хотя и не относил пейзаж к высоким жанрам, дал, тем не менее, серьёзный импульс его развитию. Выдающимся мастером-пейзажистом эпохи Классицизма был Клод Лоррен (Claude Lorrain). Он первым начал изучать особенности утреннего и вечернего света, его игру в атмосфере.

Поиски средств для отображения на холсте воздуха и света продолжил знаменитый художник-романтик Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner):

  • золотится небо над «Дидоной, основательницей Карфагена»;
  • горит и пылает мир в «Извержении Везувия»;
  • неистовствует «Снежная буря»;
  • призрачно сияет луна над «Рыбаками в море»;
  • разливается сияние над «Чичестерским каналом»;
  • гонит ветер «Рыбацкие лодки с торговцами»;
  • растекается по небу огонь над «Горящим зданием парламента»;
  • тает в дымке Рим в «Виде с холма Авентин»;
  • отправляется на закате в «Последний рейс корабль „Отважный“»…
Читайте также:  Министерство природных ресурсов карьеры

А такие вещи, как «Свет и цвет», «Восход с морскими чудовищами» и «Дождь, пар и скорость» предвосхитили творчество импрессионистов.

Известным представителем романтизма, талантливо живописавшим атмосферные явления, был и Джон Констебл (John Constable).

  • переливающийся красками «Хэмпстед-Хит с радугой»;
  • изящный «Собор в Солсбери»;
  • драматическая «Плотина»;
  • переполненный влагой воздух в «Телеге для сена»;
  • сияющее небо над «Шлюзом и мельницей в Дедхэме»;
  • поразительное «Исследование облаков. Штормовой закат».

Клубятся горами облака над «Маяком в Харидже», розовеет заря над «Долиной в Дедхэме»…

Красоту небес тонко передавал и француз-романтик Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) — в «Зарисовке заката», в «Вид моря с вершин Дьеппа».

А вот на сюжетных шедеврах Делакруа природная стихия обычно драматична, что отражает мятущийся дух и борьбу героев. Это характерно для живописцев-романтиков: вспомним море в «Плоте „Медузы‟» Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault), «Крушение “Надежды”» Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich)…

Ещё одним трендом у пейзажистов-романтиков была тяга к таинственному, далёкому, неизведанному. Одна из самых известных вещей в этом духе — «Сердце Анд» Фредерика Эдвина Чёрча (Frederic Edwin Church).

А теперь отправимся на российские просторы…

Один из самых известных русских художников, сосредоточившихся на изображении природных картин, — Исаак Ильич Левитан. Тонким лиризмом наполнены:

  • звучащий лёгкой романтической грустью «Осенний день. Сокольники»;
  • прозрачная, залитая светом «Берёзовая роща»;
  • умиротворенная и красивая «Тихая обитель»;
  • звенящий капелью, дарящий надежду «Март»;
  • проникновенное полотно «Над вечным покоем»;
  • драгоценная «Золотая осень»;
  • бесконечная, уходящая вдаль «Владимирка»;
  • таинственная глубина «У омута»;
  • струящаяся меж старыми стволами «Тропинка в лиственном лесу»;
  • золотистый и нежный «Вечерний звон».

Ещё один великий живописец-пейзажист — Иван Иванович Шишкин, певец величия и могучего духа русской природы. Его кисти принадлежат такие шедевры, как:

  • окутанный летним теплом и щебетом птиц «Ручей в берёзовом лесу»;
  • бесконечные, бескрайние «Лесные дали»;
  • могучая «Дубовая роща»;
  • затерянная «Строжка в лесу»;
  • наполненная величием и гармонией «Опушка леса»;
  • и, конечно же, знаменитое «Утро в сосновом лесу».

Хрестоматийной стала и картина «На севере диком…» Её регулярно берут для иллюстрации лермонтовского стихотворения.

Читайте также:  1725 основания новой науки об общей природе наций

Иван Константинович Айвазовский направил свой блистательный талант на отображение красоты моря. Он вдохновенно писал бушующую, грозную стихию, опасную и величественную. Такой она предстаёт в «Девятом вале», «Гневе морей».

Есть у мариниста и произведения, где морская гладь умиротворена. Например, тихо опускается закат на картине «Сумерки в бухте Золотой Рог», спит «Константинополь при лунном освещении»…

Отдельную группу представляют батальные произведения, где волнение неба и моря передают напряжение битвы.

Своеобразна манера Архипа Ивановича Куинджи — гения панорамных пейзажей. Его работы лаконичны, минималистичны и напоминают чеховскую фразу о том, как блеск бутылочного горлышка и тень от мельничного колеса создают полную картину лунной ночи. Такова и «Лунная ночь на Днепре» Куинджи.

Художник словно с высоты глядит на невообразимые просторы, птицей пролетая над землёй.

Ему удавалось наполнить лиризмом виды, к которым просится эпитет «унылые». Но это унылость пушкинская: «Очей очарованье…»

Эпические, панорамные пейзажи создавал Михаил Константинович Клодт. Его полотна, как и у Куинджи, — это взгляд на бескрайние просторы.

Даже такой банальный сюжет, как «Коровы на водопое» у Клодта становится панорамно-эпическим.

В его творчестве звучат нотки светлой печали, витает ощущение чего-то ушедшего и милого сердцу.

Виктор Михайлович Васнецов не работал в чистом пейзажном жанре, но природные виды играют огромную роль на его картинах.

Невозможно представить «Алёнушку» или «Иван-царевича на Сером Волке» без окружающей их природы!

Точно так же и у Василия Ивановича Сурикова ландшафт — неотъемлемая часть сюжета.

Зимний мороз окутывает увозимую в ссылку «Боярыню Морозову», разлетается снег во «Взятии снежного городка», покоряются человеку суровые горы в «Переходе Суворова через Альпы».

Источник

16 лучших художников-пейзажистов мира

Моё представление о лучших отечественных и зарубежных представителях искусства в жанре пейзаж. Как и любая подобная компиляция она субъективна.

В XIX-XX веках в России жили и творили великие мастера пейзажа. В мировой живописи их картины — будто ларец с драгоценными камнями. У каждого есть узнаваемый почерк и излюбленные мотивы: один видел в природе налет лиризма, задумчивости, другой изображал эпические панорамы, третий — легкое трепетание ветра, сияние радуги. Пейзажная живопись получила статус жанра в русском изобразительном искусстве лишь в конце 18-го века. Многие художники вдохновлялись красотой России и создавали картины, которые передавали не только образ природы, но и дух времени. Некоторые пейзажи прославились на весь мир и даже выставлялись на международных аукционах.

№1 Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович

«Золотая осень», (холст, масло), Шишкин Иван Иванович, Общественное достояние, увидеть пейзаж можно в Пермской государственной художественной галерее

Гений русской пейзажной живописи, академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств. Автор десятков всемирно-известных пейзажей.

Читайте также:  Памятник природы балочная система

Был рожден в Вятской губернии у берегов Камы. В 20 лет начал учебу в Московском училище живописи, где проучился четыре года. Уже ранние работы мастера выделяются редкой красотой и узнаваемой техникой. В 33 года за работу «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присвоили звание академика, а затем, через восемь лет, профессора. Академию художеств Шишкин окончил с золотой медалью.
Как и другие известные пейзажисты, он писал с натуры, в тех местах, где его никто не мог отвлечь, потревожить. Именно этому живописцу было свойственно передавать мощь, торжественность, величие родной природы. При этом в его картинах нет тяжести, пафоса — напротив, легкость. Даже изображая колосящиеся нивы, вековые деревья, Шишкин прописывал каждую былинку и травинку. Любил изображать нетронутую природу, улавливал поэзию игры света и тени.

Одни из самых известных творений художника — «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Лесная глушь», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Пруд в старом парке», «Сосна на Валааме», «Рубка леса», «Рожь». В последней он мастерски соединил два основных цвета в русском изобразительном искусстве — золотой и голубой. В его время такая цветовая гамма была характерна для православных икон.

Свой самый известный пейзаж «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал совместно с Савицким. Поэтому в рейтинг включена другая полюбившаяся зрителям картина. «Золотая осень» была закончена в 1888 году. Пейзаж является ярким представителем стиля реализм. Картина пробуждает ностальгическое настроение. Несмотря на золотисто-желтую палитру, зритель явно ощущает холод от надвигающихся серых туч.

№2 Томас Коул (1801-1848)

Томас Коул: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал учеником гравёра до эмиграции в США в 1818 году, где он быстро добился признания как художник пейзажей, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. В значительной степени впечатлённый природной красотой американского пейзажа, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и очевидным романтическим великолепием.

Знаменитые пейзажи Томаса Коула:

«Последний из могикан» (1827), холст, масло, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк

— «Последний из могикан» (1827), холст, масло, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк

Источник

Оцените статью