- Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Пищевые цепочки»
- Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Пищевые цепочки“» размещена в разделах
- Как составить схему цепи питания характерной для лесного сообщества?
- Пищевая цепь орла, пример — как составить?
- Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров
- Цепи питания
- Цепи питания в широколиственных лесах. Примеры
- Сохранение и потеря энергии
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Пищевые цепочки»
Цель. Познакомить детей с цепочками питания как закономерным процессом.
— расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
— учить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
— развивать речь дошкольников, доказательно отвечая на вопросы воспитателя. Пополнить словарный запас: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Пищевые цепочки“» размещена в разделах
— развивать внимание детей, логическое мышление.
— воспитывать у детей желание работать вместе, дружно, уважать мнение других.
— способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности
Предварительная работа. Вспомнить классификацию животного мира. Чтение сказки С. Маршака «Сказка об умном мышонке»
.Воспитатель. Давайте вспомним на какие группы делятся животные в зависимости от питания (хищники, травоядные, всеядные).
-Назовите животных из каждой группы.
Травоядные (лось, олень, заяц, корова, зебра, коза, антилопа)
Хищные (медведь, волк, тигр, лев)
Всеядные-медведь (ягоды, мелкие животные, барсук (растительная пища,улитки слизняки, черви) ,черепаха (растительной пищей, мелкими животными,еж (грибы, ягоды, черви, улитки, насекомые, ящерицы)
Воспитатель. А теперь послушайте меня внимательно. Представьте себе лесную опушку. Там много сочной травы, зеленых кустарников и деревьев. (Выставляется картинка лесной опушки) Выскочил на лесную опушку зайчик, огляделся вокруг и очень обрадовался. Как вы думаете, почему заяц обрадовался. (Заяц обрадовался обилию пищи). Заяц принялся есть сочную траву, грызть кору деревьев, общипывать молодые листочки с побегов деревьев и кустарников,но вдруг он перестал есть траву, поднял уши. Что — то насторожило зайца! Как вы думаете, почему заяц насторожился? Правильно заяц делаешь! Будь внимателен! Ведь к опушке леса приближается лиса. Почему заяц боится лисы? (Лиса – враг зайца)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и обращает внимание демонстрационные картинки.
-К какой группе животных относится лиса? (Хищник)
Ее мы обозначим красным квадратом.
К какой группе животных относится заяц? (Травоядные)
Их мы будем обозначать зеленым цветом.
А растения, которыми питаются всеядные и травоядные, мы будем обозначать квадратом с зеленым листочком.
Мы узнали сейчас еще одну зависимость всех объектов природы. Чтобы выжить травоядным, им необходимо питаться (растениями). Соединяем стрелочкой, зеленый квадрат с квадратом с зеленым листочком, а чтобы выжить хищникам, им надо питаться другими животными. Соединяем красный квадрат с зеленым. То, что у нас с вами получилось — это цепь питания. Вся живая природа Земли выстраивается в такие цепочки.
Обратите внимание, что в начале цепи всегда находятся растения, а в конце хищники.
Закрепление представлений о пищевых цепочках. Дети выкладывают картинки, которые они выкладывают в цепочки.
Например. Листья, трава-олень, волк.
Семена хвойных деревьев, орехи, грибы-белка-куница.
Цветы-растения-бабочка-птица трясогузка Воспитатель предлагает игровое упражнение — «Какого звена не стало?»
На примере произведения «Сказка об умном мышонке». Воспитатель предлагает вспомнить и ответить на вопросы, «Кто встретился мышонку по пути домой?» (Кошка, хорек, еж, сова)Почему мышонок отказался с ними поиграть. Составьте пищевые цепочки по сказке (Мышонок-кошка, мышонок-хорек, мышонок-сова и т. д.)Какого звена не хватает в этих пищевых цепочках (Первого звена)Чем питаются мыши (Мыши питаются семенами злаковых растений, плодами плодовых деревьев, насекомыми).
Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
Подводя итог занятия, я хотела бы прочитать вам добрые стихи Бориса Заходера «Про всех на свете».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о семье» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МБОУ «ДНЕПРОВСКАЯ СОШ» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИМЕЧАНИЯ 1 ФИО должность педагога Вдовина Л. А. воспитатель.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимние забавы» С дошкольниками первой младшей группы Воспитатель: Шишкина В. С. Цель:.
НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки» Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста Тема: «Взаимосвязь организмов в природе. Пищевые цепочки»Цель:Расширение.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Живая природа» Цель: Расширять представления о животном мире. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о животных: звери, рыбы, птицы, насекомые.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мыло» Воспитатель: Кузнецова Маргарита Владимировна. МБДОУ «Источник» Пермский край Чайковский район п. Марковский НОД Тема: «Мыло». вторая младшая.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Познание. Цель:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Берегите лес» НОД :Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Берегите лес». Цель: — формирование у детей основ экологической культуры. Задачи: •Образовательные:.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим) (подготовительная группа) Тема: Птицы.
Занятие по экологическому воспитанию «Пищевые цепочки» Основная задача – осуществить экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте, а затем и в школьном возрасте. Знакомить с «пищевыми.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.
Источник
Как составить схему цепи питания характерной для лесного сообщества?
Чтобы составить схему питания, характерную для представителей лесного сообщества, необходимо обладать определёнными знаниями о том, где именно расположен этот лес, кто в нём обитает. Ребёнку будет легче справиться с заданием, если он нарисует представителей флоры и фауны той или иной лесной зоны, обозначив стрелками соответствующие связи между ними:
В качестве подсказки можно использовать и схемы-таблицы.
Вот примеры схем цепи питания обитателей лесных зон:
Растения, травы — олень — тигр;
Растения, травы — заяц — лиса (сова, тигр);
Листья — гусеница — жук — паук — ёж (землеройка) — лиса (горностай);
Листья — дождевой червь — чёрный дрозд — сокол (сова) и т.п.
Любая схема питания состоит из общих звеньев, это обязательное наличие деструкторов-переработчиков, которые разлагают мертвую органику и вырабатывают питательные вещества, это растения, которые эти вещества получают из почвы, и это потребители-консументы, которые продолжаю цепочку круговорота веществ. Для лесного сообщества можно составить самые разные цепи, в которых началом будет микроорганизм, бактерия, или отличный переработчик гриб, а конечным высшим звеном хищник. Вот пример:
Микроорганизмы — Береза — Жуки, Личинки — Дятел — Ястреб
Бактерии — Ягодный кустарник — Мышь — Лиса — Медведь
Гриб — Белка — Куница — Лиса — Волк.
Источник
Пищевая цепь орла, пример — как составить?
Чтобы составить пищевую цепочку для орла, нужно просто знать, чем эта хищная птица питается. И можно даже построить пищевую цепочку «от обратного». Например, мы знаем, что орел питается хищными животными (лисами), грызунами, а может и ягненком угоститься. Это, так сказать, «верхний эшелон» пищевой цепочки.
Далее мы должны разобрать, чем питаются те животные, которые служат пищей для орла: лисы едят мышей и зайцев, мыши едят корни трав и злаки; ягнята едят траву. Вот так и вырисовываются минимум две пищевые цепочки для орла:
- Первая цепочка: колосья злаков поедаются мышами — мыши поедаются лисами — лисы становятся добычей орлов;
- вторая цепочка: злаки поедает заяц — зайца ест лисица — лисицу съедает орел.
А вот эта пищевая цепочка с участием орла характерна для пустыни. Одну из цепочек можно составить так:
Рассмотрим пример составления пищевой цепочки орла-беркута.
Беркут довольно крупная и сильная хищная птица, которая может питаться самыми разными животными и птицами, иногда орлы питаются даже падалью.
Кто же составляет пищевой рацион беркута?
Это различные грызуны, начиная от полевок, сусликов, сурков и кончая зайцами. Это более крупные животные — хорьки, лисы, овцы, иногда даже косули. Это различные птицы от голубей и ворон, до сов и ястребов.
Зная, чем питается орел, мы можем начать составлять его пищевую цепочку. Составим несколько вариантов такой цепочки:
Орел — лиса — заяц — трава, кора.
Орел — овца — трава на пастбище.
Орел — сова — полевка — зерновые культуры.
Эти пищевые цепочки мы можем объединить в схему, которая показала бы разнообразие пищевых связей орла.
Источник
Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров
На земле существует великое множество растений и животных. Все они вынуждены обеспечивать свою жизнедеятельность, питаясь и перерабатывая жизненную энергию. Таким образом, их взаимодействие всегда объединяет существа в пищевые цепочки, по звеньям которых от одного к другому переходят питательные вещества и энергия.
Цепи питания
В широколиственных лесах эти последовательности, конечно же, имеют свои особенности. Но в целом поглощение и взаимодействие происходит по общим законам и правилам, характерным практически для любой среды обитания. Ведь что есть пищевая цепь? По большому счету, это ситуация, когда питательные вещества и энергия переходят от одного живого организма к другому последовательным образом. Звенья, как правило, формируются из продуцентов и консументов (различных уровней). Первые в цепочке питаются не органикой, добывая питание для своей жизнедеятельности прямо из почвы, воздуха и воды. К примеру, большинство растений использует явление фотосинтеза. А бактерии, проживающие практически в любой среде, питаются минералами и газами. Консументы продолжают последовательность. Первого уровня – питаются растительной пищей (продуцентами) и называются травоядными (растительноядными). Второй, третий, четвертый уровни консументов питаются животной пищей — это плотоядные, или хищники.
Крупный хищник замыкает цепочку питания, становясь во главе пищевой пирамиды. Обычно таких представителей не так уж и много в определенной среде. Особая роль природой отводится падальщикам, микроорганизмам, которые перерабатывают мертвую плоть, превращая ее в неживую материю. Ведь если бы не они, вся земля была бы устлана трупами растений и животных!
Цепи питания в широколиственных лесах. Примеры
После нескольких слов о теории перейдем к практике составления. Любая цепь питания для широколиственных лесов обеспечивается богатым видовым разнообразием растений и животных, обитающих здесь. Бурная растительность кормит таких растительноядных млекопитающих, как мелкие грызуны, зайцы, олени, лоси, косули. Они в основном питаются густыми травами на полянах, корой и ветками деревьев и кустарников, ягодами, грибами, орехами. Все эти виды пищи можно в изобилии найти – животным всегда будет чем поживиться, даже в холодную зиму. Здесь же проживают и хищники, служащие звеньями цепи питания в широколиственных лесах. Их образ жизни кардинально отличается от травоядных. Лисицы и волки, горностаи и ласки, рыси и куницы, хищные птицы. В основном, они охотятся на других животных. Характерны для обитателей леса и более мелкие хищники (земноводные, к примеру), которые тоже могут стать добычей крупных плотоядных. Соответственно, формируются и цепи питания в широколиственных лесах. Они порой многоуровневые и переплетаются друг с другом в серединных звеньях.
- Кора березы – заяц – лисица.
- Дерево (кора) – жук-короед – синица – ястреб.
- Трава (семена) – мышь лесная – сова.
- Трава – насекомое – лягушка – уж – хищная птица.
- Насекомое – рептилия – хорек – рысь.
- Листья – дождевой червь – дрозд.
- Плоды и семена деревьев – белка – сова.
- Листья – гусеница – жук – синица – сокол.
Сохранение и потеря энергии
Существа предыдущего звена цепи питания в широколиственных лесах служат пищевой базой для последующего звена. Таким образом осуществляется переход энергии от одного организма к другому и круговорот веществ в природе. Но при этом огромная часть этой энергии теряется (до 90%). Наверное, поэтому численность звеньев цепи питания в широколиственных лесах, как правило, не более пяти или шести по максимуму.
Источник