Питание живой природы 5 класс

Цепи и сети питания
план-конспект урока по экологии (5 класс) на тему

Оборудование: учебник Л.И.Шурхал, В.А.Самкова. Экология. Живая планета; рабочая тетрадь; раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изложение нового материала:
  1. Понятие о цепи питания.
  2. Виды цепей питания с их характеристикой.
  3. Сети питания.
  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание.

— Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ;

— Какие группы организмов входят в сообщества?

— Объясните, почему растения в сообществах называют производителями;

— К какой группе относят животных и почему?

— каково значение бактерий и грибов в сообществе?

-Письменная проверка ЗУН .Дидактические карточки.(Приложение№1)

3.Изложение нового материала.

Вступительное слово учителя:

В любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?

Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи , или цепи питания , так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

Как высчитаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.

2. Виды цепей питания с их характеристикой.

Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.

Читайте также:  Классификация рецепторов от природы раздражителя

ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ

Слово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:

  1. начальное звено в цепи;
  2. последовательность всех звеньев цепи;
  3. объяснения названия цепи питания;
  4. примеры цепей питания данного вида;
  5. роль в экосистеме.

Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте.(Приложение №2,№3) Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.

1. Цепи выедания (записываем в первой колонке таблицы).с.88,рис.51

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Производитель (продуцент) – травоядный потребитель – плотоядный потребитель – хищник .

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью выедания . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:

«… Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными …»

Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим цепи выедания . Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте. Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания ( самостоятельная работа – 5 минут).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей выедания в экосистемах ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «П реобразование органических веществ, образованных в растениях ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры цепей выедания, составленных в ходе работы с

желуди – сойка – ястреб-тетеревятник

желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник

семена злаков – лесная мышь – сова – лиса

кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник

листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник

сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный

орехи – белка – канюк обыкновенный

желуди – белка – лесная куница

Злаки – полевка – луговой лунь

Злаки – суслик – лисица – орел

Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан

Читайте также:  Виды природных ресурсов ресурсообеспеченность оценка ресурсообеспеченности страны кратко

Злаки – полевка – горностай – пустельга

2. Цепи разложения (запись в первую колонку таблицы).с.90,рис.52

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель – хищник.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали цепью разложения . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:

« Цепи разложения составляют организмы, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разлагают его ».

Давайте построим цепи разложения . Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения ( самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Как вы думаете, какова роль цепей разложения в экосистемах ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: « Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры цепей разложения, составленных в ходе работы с

опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – крот

навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник

опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный

3. Паразитические цепи (запись в первую колонку таблицы).

Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания . Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы.

Живой организм-хозяин – паразит – паразит — паразит.

Давайте подумаем и скажем, почему же данную цепь питания назвали паразитической цепью . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:

« Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».

Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.

Давайте построим паразитическую цепь . Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь ( самостоятельная работа – 3 минуты).

Проверка самостоятельной работы . Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

Читайте также:  Кошачий глаз камень природный

Как вы думаете, какова роль паразитических цепей в экосистемах ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника : «Преобразование органических веществ ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

Примеры паразитических цепей, составленных в ходе работы с

собака – блоха – простейшие – бактерии

человек – аскарида – бактерии

корова – печеночный сосальщик – бактерии

В ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу

Цепи питания и их роль в экосистеме

Источник

обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему «Питание живых организмов»
методическая разработка (природоведение, 5 класс) по теме

Открытый урок по теме «Питание живых организмов» включает разнообразные задание и сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Файлобобщающий урок «Питание живых организмов» 32.01 КБ
Файлпрезентация «Питание живых организмов» 2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:
«Питание живых организмов»

  1. Обучающие:
  1. повторить знания учащихся о способах питания живых организмов;
  2. закрепить понятие об автотрофах и гетеротрофах, травоядных животных, хищниках и паразитах;
  3. показать отличия в питании автотрофов и гетеротрофов;
  4. осуществить контроль за усвоением материала по теме.
  1. Развивающие:
  1. развивать умения систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
  2. учить формулировать задачи урока.
  1. Воспитательные:
  1. формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
  2. формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
  3. формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
  4. прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, задания.

Объявление темы урока, определение и формулирование задач урока учащимися.

Давайте подумаем, что нам нужно сделать на уроке?

Вы, наверное, слышали, что наши предки – древние славяне – были язычниками и поклонялись языческим богам. Одним из самых почитаемых был Дажьбог-Солнце. Солнцу поклонялись не только славяне, но и многие другие народы в пору язычества. Мы до сих пор печем на Масленицу блины – символ Солнца. Недаром мы радуемся солнечной погоде, ученые установили, что зимой малое количество солнечного света вызывает у многих депрессию – ухудшается настроение, падает работоспособность.

Рассердилась Туча, что люди так любят Солнце, радуются ему на протяжении тысячелетий, даже потемнела от зависти и злости, и решила Солнце спрятать от людей. Взяла и закрыла его собой.

Можно ли на Земле обойтись без Солнца? Почему?

Вы можете выручить Солнце, освободить его от Тучи, выполнив задания.

Задание 1. Сейчас вам предстоит отгадать загадки и заполнить клетки кроссвордов. Они не совсем обычные и содержат ключевые слова, которые вы сможете прочесть только разгадав кроссворды .

Источник

Оцените статью