Конспект урока по окружающему миру по теме «Будь природе другом» (2 класс)
Цели урока: сформулировать правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).
1. Формировать ответственность за свои поступки и действия.
2. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах и группах.
3.Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе.
Планируемые результаты.
Предметные: определить правила поведения и их применение в природе; обозначить их условными экологическими знаками.
Познавательные : формировать умение извлекать необходимую информацию, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные : уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, работать в паре и в группе, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: развивать познавательный интерес, чувство бережного отношения к природе, овладевать приёмами самооценки результатов своей деятельности.
Оборудование: презентация «Будь природе другом», учебник, рабочая тетрадь, наглядность, картинки на столе, задания для групповой работы, лучи солнца, мультфильм.
1. Организационный момент.
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
— Меня зовут Алина Анатольевна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
— Дорогие дети, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро».
— Вижу у Вас сегодня хорошее настроение.
2.Актуализация опорных знаний
Повторение изученного на прошлом занятии.
— Ребята, посмотрите на экран!
-Что вы видите на слайде? (разные книги).
— Какая книга привлекла ваше внимание? (красная книга).
-Что вы знаете об этой книге? (она говорит об опасности).
-Что в ней написано? (туда занесены редкие и исчезающие животные).
— Зачем создали эту книгу? (Чтобы люди знали, какие виды исчезают).
Отключить проектор
-Значит, эти растения и животные нужно беречь? А зачем?(их мало).
— Нужно ли человеку заботиться о природе?
— Кем, по-вашему, должен быть человек природе? (другом и врагом)
— Давайте посмотрим, что означает слово «друг» в словаре Ожегова.
— Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
— Как вы понимаете такое толкование?
3. Подготовка к основному этапу деятельности (мотивировка, создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования)
— Ребята, а теперь вы поработаете в парах.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы урока.
–Итак, тема нашего урока: Будь природе другом!5 слайд
— А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей) 6 слайд
ü Узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить.
ü Составим правила поведения друзей природы.
Выдвижение гипотезы
— Ребята, предположим, а зачем знать правила поведения в природе и соблюдать их? (Предположения детей: мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков).
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вместе с нами оправятся наши друзья Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
— Ребята, зачем мы идем в гости в лес? (ответы детей). Совершенно верно! Чтобы услышать пение птиц, увидеть красивые лесные цветы, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса.
— Но не забывайте: мы в гостях! А какие правила нужно соблюдать в лесу? (ответы детей)
— Да ребята, в лесу нужно соблюдать определенные правила. А какие мы сейчас узнаем.
Внимательно рассмотрите схему. 7 слайд
— Ребята! Попробуйтерассказать с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).
— Можно ли сказать по этой схеме, что человек дружит с природой? Почему? (Ответы детей).
– Правильно, ребята! Эти действия людей вредят природе. А как же должны поступать мы? А что для этого нужно знать? (Ответы детей).
– Многие правила поведения можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью специальных знаков. Вспомните, где можно увидеть знаки? (Ответы детей)
— Верно, на дорогах вешают знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.
— А могут ли быть в лесу знаки?(Ответы детей).Наши друзья Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха просят нас помочь, нарисовать знаки, которые мы могли бы повесить, для тех, кто не соблюдает правила поведения в лесу. Поможем им? (Ответы детей). А для этого мы поработаем в группах.
Работа в группах.
— У вас на столах лежат маленькие картинки, а большие стоят на столах.
— Подойдите каждый к своей картинке. (Гриб, мишка, ягода, дерево, бабочка, цветок).
— Ребята, встали возле своих столов. Взяли за руки друг друга и подняли ручки вверх. Это ваша группа. Работайте дружно! Внимательно читаем и выполняем задание. Чья группа закончила, поднимите руки вверх, как мы делали это в начале.
Прочитайте задачу.В нашем классе 26 учеников. Каждый сорвёт по 1 цветку. Сосчитайте, сколько цветов сорвут ученики?Правильно ли они поступают? Почему? Нарисуйте запрещающий знак.
Ира наловила сачком для гербария бабочек, шмелей, стрекоз. Нарисуйте запрещающий знак.
Дима был в лесу и разбил там бутылку. Нарисуйте запрещающий знак.
Доскажи правило и нарисуй знак
«Не кричи в лесу и парке, потому что …..»
Собрать правило из разрезанных слов и нарисовать знак.
6 группа. Картинка ёжика, птенчика, ящерицы.
Как можно связать ёжика, птенчика, ящерицу с темой сегодняшнего урока? Нарисуйте знак. Музыкальный фон:
(Группы работают 5 минут, звучит тихая мелодия). Пение птиц.
Защита заданий (1 ученик выходит к доске, рассказывает о проделанной работе, показывает продукт совместной деятельности группы, делает вывод).
Результат работы групп:
Группа №1 Цветочки. Сосчитала сорванные цветы и сделала вывод, что нельзя рвать цветы в природе. Это может привести к их исчезновению.
Группа №2 Бабочки. Нарисовала запрещающий знак по заданию и сформулировала правило: нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Группа №3 Ягодки. Сделала вывод, что нельзя в лесу стекло кидать и бутылки разбивать, потому что осколки острые опасны – о них порежешься ужасно.
Группа №4 Деревья. Досказала начатое правило, нарисовала и сделала вывод о недопустимости кричать в лесу.
Группа №5Мишки. Собрала из разрезанных слов, проиллюстрировала и прокомментировала запрещающее правило. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Группа №6 Грибочки .Установила связь между ёжиком, птенчиком, ящерицей, нарисовала знак и сделала вывод о том, что нельзя брать этих животных в руки, уносить домой.
— Ребята, мы сейчас работали в группах и выполняли разные задания. Зачем? (Ответы детей)
Вывод: — Молодцы, ребята! Мы помогли Муравьишке Вопросику и Мудрой Черепахе. Составили Правила Друзей Природы, чтобы другие ребята тоже берегли родную природу.
— А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть.
Эй, ребята, с мест вставайте,
Кто там снес в гнезде яичко? Птичка, птичка! (Взмахи руками)
Что ж нагнемся, поглядим, (Приседают)
Мы семейству навредим! (Грозят пальцем)
Кто забрался под кусточек?
Кто свернулся там в клубочек? (Приседают)
Нет ни головы, ни ножек, Кто, ребята, это? Ежик!
Брать зверей домой не надо! (Грозят пальцем)
Вижу впереди поляну, Мимо проходить не стану.
К солнцу повернув листочки, Распрямивши стебелечки,
Небывалой красоты распустились здесь… Цветы (Повороты туловища, вправо, влево).
Краше в целом свете нет, Собирайте их в букет! (Грозят пальцем)
Мы такого не позволим, Лучше им цвести на воле!
6. Открытые новых знаний. (интерпретация полученных данных)
— Ребята, а какие опасности нас могут подстерегать в лесу? (Ответы детей).
— Да, действительно в лесу нас могут подстерегать опасности. Если мы не будем соблюдать правила поведения Друзей. Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм. Чему учит этот мультфильм?(Ответы детей).
Ребята, а от чего может возникнуть пожар в лесу?
— Вот видите ребята, что неосторожное обращение с огнем может уничтожить растения и будут страдать животные.Хорошо что, в лесу с нами в это время был Сеня. Он знает все правила безопасности.
-Сколько много информации мы собрали о том, как вести себя в лесу.
-А теперь вернемся к теме урока. (Будь природе другом).
-Доказали ли мы, что человек природе друг?
-А теперь, я хочу прочитать вам статью «Мир глазами кузнечика».
Откройте учебник на стр.94. Поставьте пальчик и следите за мной.
-Хорошо ли поступили мальчики?
-Как бы вы себя чувствовали на месте этого кузнечика?
— Какая для вас травка? А для кузнечика?
-Какие для вас цветы? А для кузнечика?
— Откройте рабочую тетрадь на стр. 63.Выполните рисунок в окошке.
-Что мы сделали полезного на уроке? (разработали экологические знаки)
Ребята, где можно использовать эти знаки? (можно показать другим ребятам, сделать газету и т.д.)
8. Итог урока. Рефлексия.
-Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы
-Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?
-Что вам сегодня понравилось больше всего? Почему?
-Какие задания у вас вызвали затруднения? Почему?
-Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
-Можем ли мы увидеть результаты своей работы?
— Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
— Посмотрите на доску. Что это? (Солнышко). А что не хватает солнцу? (Лучиков). У вас на столе лежат лучики. Желтый лучик – сегодня было интересно и увлекательно. Зелёный лучик – грустно, неинтересно. Я предлагаю украсить солнышко лучиками, а какими вы выберете сами.
-Я очень рада, что наше солнце ярко засияло, и в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты, я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце добрым и чутким. Ведь добрый человек — тот, кто любит природу, бережет ее, помогает ее сохранить. Спасибо за урок!
— Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему.
— Умение сознательно применять логические приёмы решения.
— Умение придумать понятийный значок для обозначения предмета.
— Умение сформулировать цель исследования.
Источник
Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: «Будь природе другом!»
план-конспект урока по теме
Автор: учитель начальных классов МОУ Брызгаловская средняя общеобразовательная школа Егорова Е.В.
Учебный предмет : Окружающий мир
Автор учебника : А.А.Плешаков
Тема урока : Будь природе другом
Форма урока: Урок – путешествие.
Цель урока : создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД по теме «Будь природе другом».
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Создать условия, позволяющие формировать нравственно-этическую ориентацию учащихся (ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы; понимать красоту и природу).
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные : содействовать развитию умений: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные : создать условия для развития общеучебных УУД– выделять и формулировать познавательную цель; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений устанавливать причинно – следственные связи, поиск и выделение информации.
Коммуникативные : создать условия для формирования навыков взаимодействия при работе в группе; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений планировать учебное сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— актуализировать знания о живой и неживой природе, о признаках живой природы;
— создать условия для формирования навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и анализа факторов, угрожающих живой природе.
— организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания;
— создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе, по усвоению понятия «симметрия».
Тип урока : открытие нового знания.
Оборудование : компьютер, проектор, учебник «Окружающий мир» 2 класс, презентация по теме урока, карточки с опорными словами, карточки «Знаки в природе», краски, ватные палочки, шаблон бабочки, толковый словарь.
Источник