Практические работы
Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.
- Географическое положение относительно потребителей.
- Условия добычи.
- Мощность пласта.
- Калорийность угля.
- Экологические проблемы.
- Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.
На выбор сравнение двух нефтяных баз.
План сравнительной характеристики нефтяных баз
- Географическое положение относительно потребителей.
- Как разведаны бассейны.
- Степень разработки бассейна.
- Способ добычи.
- Качество нефти.
- Условия транспортировки.
- Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.
Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.
- Географическое положение относительно потребителей.
- Условия добычи.
- Мощность пласта.
- Качество руды
- Экологические проблемы.
- Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.
Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
- Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
- Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Группа отраслей машиностроения
Крупные промышленные центры
Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.
Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.
- На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.
- 2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:
1) протяженность магистрали;
3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;
4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;
5) состав и направление основных грузопотоков;
6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.
Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.
План экономико-географической характеристики
- ЭГП.
- Природные ресурсы.
- Население и трудовые ресурсы.
- Характеристика межотраслевых комплексов.
- Крупнейшие города.
- Перспективы развития.
Для характеристики ЭГП используется план его описания.
Типовой план характеристики ЭГП (района) территории
- Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
- Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
- Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
- Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
- Изменение ЭГП района в течение времени.
- Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.
Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.
Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.
Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.
- Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
- Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
- Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.
Груз, ввозимый в Центральную Россию
Груз, вывозимый за пределы Центральной России
- Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
- Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
- Сделать краткие записи в тетради.
- На контурной карте указать внешние экономические связи района:
- синие стрелки – ввоз;
- красные стрелки – вывоз.
- Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.
Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.
Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
Оценка природных условий для работы и быта человека
- Особенности климата.
- Особенности воды.
- Особенности почв.
- Особенности рельефа.
- Особенности природных зон.
- Реки и озера.
- Вывод:
Практические работы 10 класс
Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.
- Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
- На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов
Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.
Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Тема . Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.
Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:
- На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
- Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).
Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:
Страны-экспортеры основных видов сырья
Страны-экспортеры промышленной продукции
Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции
Практические работы 11 класс
Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.
На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.
Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.
- Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.
- Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.
- Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.
Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.
Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.
План характеристики природно-ресурсного потенциала страны
- Природные ресурсы и их использование.
- Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.
- Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
- Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.
Источник