План характеристики природных ресурсов страны

Практические работы

Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Условия добычи.
  3. Мощность пласта.
  4. Калорийность угля.
  5. Экологические проблемы.
  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

На выбор сравнение двух нефтяных баз.

План сравнительной характеристики нефтяных баз

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Как разведаны бассейны.
  3. Степень разработки бассейна.
  4. Способ добычи.
  5. Качество нефти.
  6. Условия транспортировки.
  7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.

Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.

  1. Географическое положение относительно потребителей.
  2. Условия добычи.
  3. Мощность пласта.
  4. Качество руды
  5. Экологические проблемы.
  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.

Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

  1. Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
  2. Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
    наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Крупные промышленные центры

Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.

Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.

  1. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.
  2. 2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:
Читайте также:  Брянский областной конкурс зеркало природы

1) протяженность магистрали;

3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;

4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;

5) состав и направление основных грузопотоков;

6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

План экономико-географической характеристики

  1. ЭГП.
  2. Природные ресурсы.
  3. Население и трудовые ресурсы.
  4. Характеристика межотраслевых комплексов.
  5. Крупнейшие города.
  6. Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

  1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
  2. Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
  3. Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
  5. Изменение ЭГП района в течение времени.
  6. Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.

Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

  1. Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
  2. Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
  3. Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Читайте также:  От чего надо защищать природу

Груз, вывозимый за пределы Центральной России

  1. Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
  2. Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
  3. Сделать краткие записи в тетради.
  4. На контурной карте указать внешние экономические связи района:
  1. синие стрелки – ввоз;
  2. красные стрелки – вывоз.
  1. Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.

Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий для работы и быта человека

  1. Особенности климата.
  2. Особенности воды.
  3. Особенности почв.
  4. Особенности рельефа.
  5. Особенности природных зон.
  6. Реки и озера.
  7. Вывод:

Практические работы 10 класс

Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.

  1. Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
  2. На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.

Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Тема . Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.

Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

  1. На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
  2. Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).
Читайте также:  Живую природу изучает наука ответы

Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.

Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:

Страны-экспортеры основных видов сырья

Страны-экспортеры промышленной продукции

Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции

Практические работы 11 класс

Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.

На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.

Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.

  1. Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.
  2. Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.
  3. Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.

Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.

Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.

План характеристики природно-ресурсного потенциала страны

  1. Природные ресурсы и их использование.
  2. Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.
  3. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
  4. Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.

Источник

Оцените статью