План характеристики природных явлений

Общая характеристика природных явлений.

Тема:Общая характеристика природных явлений.

Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

Цель учителя: формировать знания о природных явлениях и причинах их возникновения.

Цель учащихся: научится выявлять природные явления и причины их возникновения.

Планируемые результаты:

формировать мотивацию к познанию и учебе;

способность к саморазвитию;

способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы;

определять и формулировать тему и цель урока;

оценивать результаты своей работы;

осуществлять действия по реализации плана.

находить информацию из разных источников;

выбирать основания для сравнения.

высказывать свои мысли в устной форме;

организовывать учебное взаимодействие;

знать особенности опасных природных явлений;

проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках. уметь определять характеристики опасных природных явлений;

развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;

классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива;

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Вступительное слово учителя о предстоящем соревновании. Назначение экспертов (жюри) Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний.

Эмоциональный настрой на соревнование.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Актуализация опорных знаний

Объяснение, в какой форме и как будет проходить работа на уроке.

Формулирование целей и задач урока.

Формулируют цели и задачи урока.

регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока

коммуникативные УУД: высказывают свои мысли в устной форме,

познавательные:умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

Обобщение, систематизация, контроль знаний

Задание 4. Величины измерения

Задание 5. Действия людей при ЧС природного характера

Задание 6. Буклет (домашнее задание командам)

Задание 7. Разгадай кроссворд

Учитель предлагает вопросы для актуализации знаний и умений

Читайте также:  Бибиси живая природа лучшие

Разъяснение работы по игровому полю (таблица)

Жеребьёвка команд (перед каждым этапом).

Разъяснение данного задания игры.

Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.

Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.

Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.

Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.

Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.

Раздаёт каждой команде кроссворды на листочках.

Учащиеся коллективно отвечают на вопросы

Ознакомление с заданиями игрового поля.

Поочерёдно команды определяют термины. Получают баллы за правильный ответ.

Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный вариант, получают баллы.

Учащиеся выбирают игровое поле с вопросом,

дают развернутый ответ на поставленный вопрос, получают баллы.

Участники команд выбирают игровое поле, определяют величины, получают баллы.

Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный ответ, получают баллы.

Учащиеся представляют (демонстрируют) свои буклеты. Отдают их жюри.

Пока жюри оценивает буклеты, разгадывают командами кроссворды, сдают.

познавательные УУД: умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического, космические.

коммуникативные УУД: работать в группе;

личностные УУД: способность к саморазвитию, формирование основных понятий опасных природных явлений

Регулятивные УУД:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия

Просит несколько учащихся рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера», пока жюри подводит итоги соревнования.

Оценка степени успеха каждой команды по количеству набранных баллов. Выявление групп, которые заняли I, II и III место по количеству баллов. Награждение.

Несколько учащихся знакомят со своими проектными работами

Учащиеся отслеживают и анализируют результаты деятельности своей команды, оценивают свои успехи и сравнивают их с успехами одноклассников.

регулятивные УУД: умение характеризовать природные явления. коммуникативные УУД:

организовывать учебное взаимодействие.

личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы.

Читайте также:  Отличие природы западной сибири

Учитель предлагает вспомнить цель урока и ответить, достигнута ли она.

Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой?

личностные: личностная саморефлексия, мотивация к познанию и учебе, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы.

Разъясняет задание: составить тест по теме «ЧС природного характера» (5-7 вопросов). §1.3

Выставляет оценки, подводит итоги.

Директор МБОУ СОШ №3 с. Арзгир И.Н.Лахно

Преподаватель-организатор ОБЖ Н.В.Романов

Источник

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации »

Цель урока . Познакомить обучающихся с основными, наиболее характерными для региона проживания, природными явлениями геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения. Сформировать у обучающихся целостное представление о механизме и причинах их возникновения и возможных последствиях для населения и окружающей природной среды.

Целевые установки урока

Предметные результаты:

· различать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения;

· приводить по одному — два примера (например, вулканы, эпизоотии) для доказательства опасного влияния природных явлений на экологию.

Метапредметные результаты:

· понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

· выдвигать предположения и доказывать их;

· рассматривать физическую карту Российской Федерации (уметь показать, в каком из регионов может возникнуть то или иное природное явление);

· отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

· осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию.

· Карта Российской Федерации.

· Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5 — 9 класс по основам безопасности личности, общества, государства.

· Комплект мультимедийной аппаратуры.

• Учебная презентация «Общая характеристика природных явлений».

1. Природные явления геологического происхождения.

2. Природные явления метеорологического и гидрологического происхождения.

3. Природные явления биологического и космического происхождения.

Рекомендации по изложению учебного материала

Обучающихся отвечают на вопросы по содержанию прошлого урока.

Далее осваивается новое содержание.

Внимание учащихся обращается на то, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Большинство плит является основанием как материковой, так и океанской земной коры, т. е. на этих плитах находятся материки, моря и океаны.

Читайте также:  Мои обязанности перед природой

В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Разрывы происходят мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имеющих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передаётся в толще земной коры в виде упругих сейсмических волн и приводит к землетрясениям.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами .Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех землетрясений.

Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями, происходящими в литосфере. К опасным геологическим природным явлениям относятся:

Даётся характеристика природных явлений метеорологического и гидрологического характера и показывается их взаимосвязь.

Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей — циклонов и антициклонов (приводятся их определения).

С движением воздушных масс, с их взаимодействием связано появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий, это:

Далее необходимо отметить, что гидрологические природные явления связаны с постоянным круговоротом воды в природе и тесным взаимодействием с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

В процессе круговорота воды в природе постоянно возникают опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приводить к катастрофическим последствиям.

К опасным природным явлениям гидрологического характера относятся:

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяю:

Контроль и оценка достижений

Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. 15 учебника.

1. Изучить § 1.2 учебника, ответить на вопросы и выполнить задания из разделов «Проверьте себя» и «После уроков».

2. Выделите природные явления, наиболее характерные для вашей местности. Опишите наиболее опасные для населе­ния и окружающей природной среды последствия имевших ме­сто природных явлений в вашем регионе.

Список использованной литературы :

1. «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс, А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Просвещение, 2012г.

2. «География России Дронов» В.П., Ром В.Я.. — М., Дрофа. 2007 г.

3. «Физическая география Ставропольского края» — Савельева В.В., Шальнева В.А., 1996 г.

Источник

Оцените статью