Общая характеристика природных явлений.
Тема:Общая характеристика природных явлений.
Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
Цель учителя: формировать знания о природных явлениях и причинах их возникновения.
Цель учащихся: научится выявлять природные явления и причины их возникновения.
Планируемые результаты:
формировать мотивацию к познанию и учебе;
способность к саморазвитию;
способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы;
определять и формулировать тему и цель урока;
оценивать результаты своей работы;
осуществлять действия по реализации плана.
находить информацию из разных источников;
выбирать основания для сравнения.
высказывать свои мысли в устной форме;
организовывать учебное взаимодействие;
знать особенности опасных природных явлений;
проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках. уметь определять характеристики опасных природных явлений;
развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;
классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива;
Технологическая карта урока
Дидактическая структура
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Вступительное слово учителя о предстоящем соревновании. Назначение экспертов (жюри) Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний.
Эмоциональный настрой на соревнование.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Актуализация опорных знаний
Объяснение, в какой форме и как будет проходить работа на уроке.
Формулирование целей и задач урока.
Формулируют цели и задачи урока.
регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока
коммуникативные УУД: высказывают свои мысли в устной форме,
познавательные:умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
Обобщение, систематизация, контроль знаний
Задание 4. Величины измерения
Задание 5. Действия людей при ЧС природного характера
Задание 6. Буклет (домашнее задание командам)
Задание 7. Разгадай кроссворд
Учитель предлагает вопросы для актуализации знаний и умений
Разъяснение работы по игровому полю (таблица)
Жеребьёвка команд (перед каждым этапом).
Разъяснение данного задания игры.
Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.
Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.
Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.
Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.
Выдает жетоны с баллами за правильный ответ.
Раздаёт каждой команде кроссворды на листочках.
Учащиеся коллективно отвечают на вопросы
Ознакомление с заданиями игрового поля.
Поочерёдно команды определяют термины. Получают баллы за правильный ответ.
Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный вариант, получают баллы.
Учащиеся выбирают игровое поле с вопросом,
дают развернутый ответ на поставленный вопрос, получают баллы.
Участники команд выбирают игровое поле, определяют величины, получают баллы.
Выбирают игровое поле с тестом, выбирают правильный ответ, получают баллы.
Учащиеся представляют (демонстрируют) свои буклеты. Отдают их жюри.
Пока жюри оценивает буклеты, разгадывают командами кроссворды, сдают.
познавательные УУД: умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического, космические.
коммуникативные УУД: работать в группе;
личностные УУД: способность к саморазвитию, формирование основных понятий опасных природных явлений
Регулятивные УУД:умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия
Просит несколько учащихся рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера», пока жюри подводит итоги соревнования.
Оценка степени успеха каждой команды по количеству набранных баллов. Выявление групп, которые заняли I, II и III место по количеству баллов. Награждение.
Несколько учащихся знакомят со своими проектными работами
Учащиеся отслеживают и анализируют результаты деятельности своей команды, оценивают свои успехи и сравнивают их с успехами одноклассников.
регулятивные УУД: умение характеризовать природные явления. коммуникативные УУД:
организовывать учебное взаимодействие.
личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы.
Учитель предлагает вспомнить цель урока и ответить, достигнута ли она.
Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой?
личностные: личностная саморефлексия, мотивация к познанию и учебе, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы.
Разъясняет задание: составить тест по теме «ЧС природного характера» (5-7 вопросов). §1.3
Выставляет оценки, подводит итоги.
Директор МБОУ СОШ №3 с. Арзгир И.Н.Лахно
Преподаватель-организатор ОБЖ Н.В.Романов
Источник
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации »
Цель урока . Познакомить обучающихся с основными, наиболее характерными для региона проживания, природными явлениями геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения. Сформировать у обучающихся целостное представление о механизме и причинах их возникновения и возможных последствиях для населения и окружающей природной среды.
Целевые установки урока
Предметные результаты:
· различать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения;
· приводить по одному — два примера (например, вулканы, эпизоотии) для доказательства опасного влияния природных явлений на экологию.
Метапредметные результаты:
· понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
· выдвигать предположения и доказывать их;
· рассматривать физическую карту Российской Федерации (уметь показать, в каком из регионов может возникнуть то или иное природное явление);
· отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
· осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознавать ответственное отношение к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию.
· Карта Российской Федерации.
· Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями: 5 — 9 класс по основам безопасности личности, общества, государства.
· Комплект мультимедийной аппаратуры.
• Учебная презентация «Общая характеристика природных явлений».
1. Природные явления геологического происхождения.
2. Природные явления метеорологического и гидрологического происхождения.
3. Природные явления биологического и космического происхождения.
Рекомендации по изложению учебного материала
Обучающихся отвечают на вопросы по содержанию прошлого урока.
Далее осваивается новое содержание.
Внимание учащихся обращается на то, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Большинство плит является основанием как материковой, так и океанской земной коры, т. е. на этих плитах находятся материки, моря и океаны.
В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Разрывы происходят мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имеющих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передаётся в толще земной коры в виде упругих сейсмических волн и приводит к землетрясениям.
Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами .Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех землетрясений.
Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями, происходящими в литосфере. К опасным геологическим природным явлениям относятся:
Даётся характеристика природных явлений метеорологического и гидрологического характера и показывается их взаимосвязь.
Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей — циклонов и антициклонов (приводятся их определения).
С движением воздушных масс, с их взаимодействием связано появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий, это:
Далее необходимо отметить, что гидрологические природные явления связаны с постоянным круговоротом воды в природе и тесным взаимодействием с воздушной оболочкой Земли и с сушей.
В процессе круговорота воды в природе постоянно возникают опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приводить к катастрофическим последствиям.
К опасным природным явлениям гидрологического характера относятся:
Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяю:
Контроль и оценка достижений
Проводятся с помощью блока вопросов и заданий на с. 15 учебника.
1. Изучить § 1.2 учебника, ответить на вопросы и выполнить задания из разделов «Проверьте себя» и «После уроков».
2. Выделите природные явления, наиболее характерные для вашей местности. Опишите наиболее опасные для населения и окружающей природной среды последствия имевших место природных явлений в вашем регионе.
Список использованной литературы :
1. «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс, А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Просвещение, 2012г.
2. «География России Дронов» В.П., Ром В.Я.. — М., Дрофа. 2007 г.
3. «Физическая география Ставропольского края» — Савельева В.В., Шальнева В.А., 1996 г.
Источник