План характеристики природы страны

Планы характеристик

Практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования, при котором становление обучающегося должно происходить в качестве активного субъекта процесса познания. При этом важно, чтобы реализация практической направленности географии осуществлялась в единстве современных требований и опыта. Её усиление направлено не только на усвоение системы изучаемых географических знаний и увеличение прочности формируемых умений обучающихся, но и на повышение качества географического образования, и на увеличение его роли в формировании способностей обучающихся организовывать свою самостоятельную деятельность. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. При организации процесса познания важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:

  1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.
  2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.
  3. Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.
  4. Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.
  5. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
  6. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.
  7. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.
  8. Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.
  9. Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
  10. Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.

Таким образом, практическая направленность географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта и деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы обучающихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

Приведу пример практической работы, направленную на реализацию компетентностного подхода на примере темы “Регионы России” (9 класс).

Тема: Составление экономико-географической характеристики региона (по выбору).

Цель работы: развитие умений давать экономико-географическую характеристику региона, используя различные источники географической информации.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов югры

Для выполнения этой практической работы учащихся можно разделить на группы, предложив каждой характеризовать по одному страны. Если группа достаточно хорошо подготовлена, то можно предложить не просто дать описание страны по плану, а выделить общие и отличительные черты двух-трех регионов (по выбору). Если выбирается для характеристики один регион, то можно предложить учащимся, используя наиболее подробный план.

План характеристики региона:

  1. Название региона и состав территории.
  2. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие.
  3. Особенности населения.
  4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
  5. Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
  6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
  7. Специализация сельскохозяйственного производства.
  8. Развитие транспортного комплекса.
  9. Социально-экономическое развитие районов внутри региона. Прчины, обусловливающие неравномерность социально– экономического развития отдельных районов страны.
  10. Внешние экономические связи.

Можно предложить учащимся несколько иной вариант выполнения практической работы. Экономико-географическое положение региона характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.

Экономико-географическое положение страны (типовой план):

  1. Оценка ЭГП с точки зрения их влияния на экономику.
  2. Оценка положения по отношению к транспортным путям.
  3. Природные ресурсы и природные условия региона.

Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы:

Остальные пункты плана

Предлагая различные варианты плана типовой характеристики, учитель может дать возможность учащимся выбрать тот вариант, который им больше подходит. Часть учащихся, как правило, выбирает вариант более обобщенный. Некоторые предпочитают дать детальную характеристику, изучать которую им интересно. Как показывает практика, отдельные учащиеся сами идут по пути расширения объема характеристики и дополняют ее исторической справкой о развитии, описанием особенностей культуры и быта населения, архитектурный памятников и т.п.

Подобный подход к выполнению практических работ помогает отойти от скучного единообразия в организации учебной деятельности, дает возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию их инициативы и творчества. Время на выполнение такой работы не ограничивается рамками урока.

Скачать:

Вложение Размер
ФайлПланы характеристик 5-6 класс 16.13 КБ
ФайлПланы характеристик материков и океанов 7 класс 14.56 КБ
ФайлПланы характеристик география России 9 класс 18.41 КБ
ФайлПланы характеристик экономическая география 9 класс 13.88 КБ
ФайлПлан описания горной породы 11.36 КБ
Microsoft Office document iconПлан определения географических координат 683 КБ
ФайлПлан проектирования учебной деятельности по географии 13.14 КБ

Предварительный просмотр:

географических характеристик 5-6 класс

План описания физико-географического положения материка

Читайте также:  Конспект занятия природа нашего края старшая группа

1. Название материка и его размеры.

2. Положение материка относительно экватора и начального меридиана.

3. Крайние точки и их географические координаты.

4. Чем и где омывается материк.

5. Соседство с другими материками.

6. Вывод о географическом положении.

1. Название океана и его размеры.

2. Положение океана относительно экватора и начального меридиана.

3. Что и где омывает океан.

4. Соседство с другими океанами.

5. Крупнейшие моря и заливы.

6. Средняя и максимальная глубина океана.

7. Важнейшие тёплые и холодные течения.

8. Использование океана человеком, важнейшие транспортные пути.

9. Вывод о географическом положении океана.

План физико-географической характеристики равнины

3. Географическое положение равнины:

� в какой части материка находится.

� с какими формами рельефа и где граничит.

4. Вид равнины по абсолютной и относительной высоте.

5. Наибольшие и наименьшие отметки высот.

План описания географического положения страны

2. Положение страны на материке;

4. С какими странами и где граничит страна;

6. Крайние точки и их географические координаты;

7. Столица страны и её координаты;

8. Вывод о географическом положении страны.

характеристики горной страны

2. Географическое положение гор:

� в какой части материка находятся.

� с какими формами рельефа и где граничат.

3. Вид гор по абсолютной высоте, возрасту, наличию главного хребта.

4. Направление и протяжённость главного хребта.

5. Название высочайшей вершины и её абсолютная высота и географические координаты.

3. Географическое положение моря:

5. Средняя и абсолютная глубина моря.

7. Биологические и минеральные ресурсы моря.

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС

План характеристики карты

1. Вид карты по охвату территории.

3. Вид карты по содержанию.

План описания географического положения материка

1. Площадь материка и его место среди других материков.

2. Расположение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов) нулевого и 180-го меридианов.

3. Крайние точки материка, координаты, протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

4. Характер очертания берегов.

5. Расположение в климатических поясах.

6. Оксаны и моря, омывающие материк.

7. Расположение относительно других материков.

План характеристики рельефа территории

1. Общий характер поверхности. Общие закономерности

2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

План характеристики формы рельефа

1. Расположение на материке.

2. Приблизительная площадь и ее сравнение с площадью материка.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

План характеристики климата

1. Географическое положение.

2. Тип климата (климатический пояс и область).

Читайте также:  Горение природного газа азота

3. Климатообразующие факторы.

4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам)

План характеристики климатодиаграмм

1. Расположение (материк, его часть)

2. Годовой ход температур. Средние температуры января и июля. Годовая температуры января и июля . Годовая амплитуда температур.

3. Количество осадков. Распределение осадков по месяцам.

4. Характерный тип климата (климатический пояс и области).

1. Расположение на материке относительно других форм рельефа.

4. По какой местности протекает.

5. Характер течения (равнинная или горная)

6. Изменения стока по временам года

8. Расположение устья. Характер использования человеком

10. Экологические проблемы

План характеристики природной зоны

1. Географическое положение, границы.

План характеристики населения материка

1. Народы, населяющие данную территорию.

2. Распределения населения по материку (плотно заселенные территории и менее заселенные территории, причины).

3. Средняя плотность (в целом для материка и по отдельным регионам).

План характеристики страны

1. Географическое положение, границы, пограничные государства, столица.

2. Особенности рельефа (общий характер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озера, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности (почвы, растительность, животный мир).

6. Население (основные расы, народы) и их хозяйственная деятельность.

План характеристики географического положения океана

1. Расположения относительно полушарий, экватора, тропиков, нулевого и 180-го меридианов.

3. Граничащие океаны (проливы).

4. Расположения в климатических поясах.

1. К бассейну какого океана относится.

2. Какие части материка омывает.

3. Особенности береговой линии.

Источник

План характеристики природы страны

География для всех

Страницы

  • Главная страница
  • Готовимся к олимпиаде
  • Работы учеников
  • Критерии оценивания
  • ЗНО
  • Решаем задачи
  • География в таблицах
  • Интерактивные конкурсы
  • Полезные ресурсы
  • (Не урок) EdCamp
  • Праздники Природы
  • Устойчивое развитие
  • Календарь погоды
  • Угадай-ка
  • Давайте улыбнемся
  • Welcome to Ukraine!
  • История
  • 5-Б розклад уроків

Планы географических характеристики

1. Экономико-географическое положение;
2. Природные условия и природные ресурсы;
3. Население (демографическая ситуация; национальный религиозный; возрастной состав; расселение; трудовые ресурсы)
4. Хозяйство (общая характеристика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, внешние экономические связи).


1. Название реки.
2. Географическое положение.
3. Где берет начало?
4. Куда впадает?
5 . В к аком направлении течет?
6. Объясните зависимость характера течения от рельефа.
7. Длина реки.
8. Левые и правые притоки (название).
9. Питание и режим реки.
10. Каков режим реки и как он зависит от климата?
11. Использование в хозяйстве.

Источник

Оцените статью