План изучения природного сообщества жизнь леса

Урок № 27. «Жизнь леса», 4 класс. Видеоматериалы

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа – определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. – формулировать свое мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

основные правила поведения в природе

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое лес, какие организмы со­ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще­ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на­блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

1.Рассмотрите в гербарии растения смешан­ного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.

2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) позна­комьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

4.Что же такое лес? Попробуйте дать опре­деление. Проверьте себя по тексту учебника.

Изучение нового материалаЧТО ТАКОЕ ЛЕС

Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дя­тел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: ба­бочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.

Читайте также:  Какие есть холодные природные зоны

Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лес­ная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

Каждый представляет себе лес. Но если спро­сить: «Что такое лес?», не каждый легко отве­тит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Расте­ния предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семе­на растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы ви­дим, что живые организмы в лесу тесно связа­ны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от нежи­вой природы. Так, солнечный свет, воздух, во­да необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве жи­вут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важ­ная часть лесного сообщества.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.По своим наблюдениям расскажи, какие рас­тения, животные, грибы встречаются в лесах ва­шего края

2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если по­требуется, исправь ошибку, видоизменяя модель

3.Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользовать­ся и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природ­ных сообществ.

План изучения природного сообщества

2.Какие организмы составляют сообщество.

3.Экологические связи в сообществе.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.

Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.

По приведённому плану дай харак­теристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нару­шений не было?

Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сооб­щество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?

Читайте также:  Паукообразная обезьяна природная зона

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Задания для домашней работы

1Запиши в словарик: природное сообщество.

2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё по­ведение в природе: были ли поступки, за кото­рые тебе стыдно, или такие, которыми ты гор­дишься.

3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуй­тесь атласом-определителем для распознава­ния его обитателей.

Лесная природная зона

Природное сообщество. Этажи леса

Сообщество леса. Часть 1

Невидимые нити природы

Пищевые связи между организмами


Цепи питания Поток энергии


Мероприятия по охране леса


А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Хостинг презентаций окружающий мир

Источник

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕

По приведённому плану дай характеристику лесного сообщества вашего края. При раскрытии пунктов 4 − 6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
План изучения природного сообщества
1 . Название сообщества.
2 . Какие организмы составляют общество.
3 . Экологические связи в сообществе.
4 . Значение сообщества для человека.
5 . Влияние человека на сообщество.
6 . Охрана сообщества.

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕

Решение

1 . Название природного сообщества − леса Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
2 . Деревья и растения: берёза, лиственница, сосна, ель, зверобой изящный, ольха, липа, дуб, ежевика сизая, черника обыкновенная, кувшинка белая, лилия кудреватая.
Животные и птицы: лось, кабан, обыкновенная лисица, тушканчик, волк, лесная куница, живородящая ящерица, серая жаба, коростель, снегирь, рябчик, насекомые и их личинки.
Грибы: подосиновик, подберёзовик, белый гриб, рыжик, мухомор, лисичка, сыроежка, опята, маслята.
3 . Все обитатели леса связаны между собой цепью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почву производят пищу для животных: мышей, лосей, кабанов. Растительноядных животных едят хищники: волки, лисы, ласки, хищные птицы. Погибшие животные, отмершие растения и продукты их жизнедеятельности − это пища для почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, а их снова усваивают растения.
4 . Для человека лес имеет огромное значение. Ведь лес − это источник ягод, грибов, древесины. В лесу можно отдыхать душой и телом, дышать целебным воздухом.
5 . Часто, люди оказывают негативное влияние на лес, занимается его вырубкой. Как результат погибают растения и животные.
Люди часто загрязняют леса мусором, охотятся на лесных животных, разводят костры, из−за которых могут возникнуть пожары.
6 . Создание национальных парков и заповедников.
Каждый из нас должен бережно относиться к лесу и его обитателям.

Источник

Жизнь леса. Лес — природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружюющему миру 4 класс с презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconконспект урока 99.5 КБ
Файлпрезентация к уроку 2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

  1. Сформулировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
  2. Познакомить с многообразием лесных жителей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  3. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  1. Плакат «Смешанный лес».
  2. Записи голосов птиц и звуки леса.
  3. Атласы – определители.
  4. Иллюстрации растений и животных леса.
  5. Компьютерная презентация в PowerPoint
Читайте также:  Вес одного кубометра природного газа

— Хочу вас пригласить сегодня в лес.

Если вы будете внимательны, дети,

Тайны чудные откроете эти.

-Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Продолжаем изучение большого раздела: «Родной край – часть большой страны».

Сегодня мы познакомимся с многообразием лесных жителей. Узнаем, что такое «лесные ярусы», кто в них обитает. Также вспомним значение леса в природе и жизни человека.

— Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери и прочие твари.

Лес они сообществом зовут.

— Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»?

— Откройте тетради с домашним заданием на с.54 №4 и ответьте на вопрос: «Как защитить почву на полях?»

  • необходимо сажать полезащитные лесные полосы;
  • зимой проводить снегозадержание;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения;
  • правильно пахать;
  1. Работа над новым материалом.

— Мы ходим по земле, но редко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Без почвы бы вся суша лишилась бы растений, животных грибов.

— Ребята, давайте мысленно совершим путешествие в лес, вспомним значение леса в природе и жизни человека:

  • дом для растений, животных, грибов;
  • защитник воздуха, водоёмов и почв;
  • место для отдыха человека;
  • источник древесины;
  • источник ягод и грибов

— Какие растения можно встретить в лесу? Откройте тетради на с.56 №5 и с помощью атласа – определителя ( с.62-68) самостоятельно подпишите эти растения леса.

С/р – на это задание 6 минут, те кто раньше закончит работу найдите в атласе- определителе небольшие сведения об этих растениях и познакомьтесь с ними.

  • вороний глаз (ядовитое растение);
  • звездчатка;
  • грушанка;
  • кислица;
  • Иван –да-марья;
  • Хохлатка;

— Ребята, подумайте, чем лес является для живых организмов?

— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, описание и своих обитателей

  • травы (растения с мягкими зелёными стеблями);
  • кустарники (многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей);
  • деревья (многолетние растения с твёрдым стеблем);
  • приведите примеры деревьев, кустарников, трав ;
  • давайте посмотрим, какие деревья можно встретить в нашем классе (конечно, же в виде рисунков)
  • рябина;
  • берёза;
  • ель;
  • каштан;
  • липа;
  • сосна;

— Учёные называют этажи леса – ярусами и располагают их в порядке уменьшения.

  • сделаем вывод деревьями – называются растения с многолетним твёрдым стеблем, кустарники – это растения у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей, травы – это растения с мягкими зелёными стеблями;

Используя рисунки на экране и знания, приобретённые ранее, разместите растения леса по ярусам. Найдите в тетради с.55 №2 (с/р)

— На экране появляются иллюстрации с изображением растений леса: берёза, шиповник, ландыш, фиалка, земляника, дуб, ежевика, сосна, печёночница. (Ребята записывают растения по ярусам самостоятельно, затем проверка на экране и оценивание своей работы)

Источник

Оцените статью