- Урок № 27. «Жизнь леса», 4 класс. Видеоматериалы
- ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕
- ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕
- Решение
- Жизнь леса. Лес — природное сообщество. план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок № 27. «Жизнь леса», 4 класс. Видеоматериалы
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Работать в паре: определять с помощью атласа – определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. – формулировать свое мнение и позицию.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения
Основные понятия и определения
основные правила поведения в природе
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое лес, какие организмы составляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообщества по плану.
Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои наблюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?
1.Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.
2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.
3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
4.Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Изучение нового материалаЧТО ТАКОЕ ЛЕС
Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.
Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.
Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.
В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.
Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важная часть лесного сообщества.
Осмысление и понимание полученных знаний
1.По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края
2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель
3.Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.
План изучения природного сообщества
2.Какие организмы составляют сообщество.
3.Экологические связи в сообществе.
4.Значение сообщества для человека.
5.Влияние человека на сообщество.
Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.
Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.
По приведённому плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?
Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.
Задания для домашней работы
1Запиши в словарик: природное сообщество.
2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
Лесная природная зона
Природное сообщество. Этажи леса
Сообщество леса. Часть 1
Невидимые нити природы
Пищевые связи между организмами
Цепи питания Поток энергии
Мероприятия по охране леса
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
Хостинг презентаций окружающий мир
Источник
ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕
По приведённому плану дай характеристику лесного сообщества вашего края. При раскрытии пунктов 4 − 6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
План изучения природного сообщества
1 . Название сообщества.
2 . Какие организмы составляют общество.
3 . Экологические связи в сообществе.
4 . Значение сообщества для человека.
5 . Влияние человека на сообщество.
6 . Охрана сообщества.
ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков. страница 127. Номе𠹕
Решение
1 . Название природного сообщества − леса Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
2 . Деревья и растения: берёза, лиственница, сосна, ель, зверобой изящный, ольха, липа, дуб, ежевика сизая, черника обыкновенная, кувшинка белая, лилия кудреватая.
Животные и птицы: лось, кабан, обыкновенная лисица, тушканчик, волк, лесная куница, живородящая ящерица, серая жаба, коростель, снегирь, рябчик, насекомые и их личинки.
Грибы: подосиновик, подберёзовик, белый гриб, рыжик, мухомор, лисичка, сыроежка, опята, маслята.
3 . Все обитатели леса связаны между собой цепью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почву производят пищу для животных: мышей, лосей, кабанов. Растительноядных животных едят хищники: волки, лисы, ласки, хищные птицы. Погибшие животные, отмершие растения и продукты их жизнедеятельности − это пища для почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, а их снова усваивают растения.
4 . Для человека лес имеет огромное значение. Ведь лес − это источник ягод, грибов, древесины. В лесу можно отдыхать душой и телом, дышать целебным воздухом.
5 . Часто, люди оказывают негативное влияние на лес, занимается его вырубкой. Как результат погибают растения и животные.
Люди часто загрязняют леса мусором, охотятся на лесных животных, разводят костры, из−за которых могут возникнуть пожары.
6 . Создание национальных парков и заповедников.
Каждый из нас должен бережно относиться к лесу и его обитателям.
Источник
Жизнь леса. Лес — природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Открытый урок по окружюющему миру 4 класс с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 99.5 КБ |
| 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
- Сформулировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Познакомить с многообразием лесных жителей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
- Плакат «Смешанный лес».
- Записи голосов птиц и звуки леса.
- Атласы – определители.
- Иллюстрации растений и животных леса.
- Компьютерная презентация в PowerPoint
— Хочу вас пригласить сегодня в лес.
Если вы будете внимательны, дети,
Тайны чудные откроете эти.
-Тема нашего урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». Продолжаем изучение большого раздела: «Родной край – часть большой страны».
Сегодня мы познакомимся с многообразием лесных жителей. Узнаем, что такое «лесные ярусы», кто в них обитает. Также вспомним значение леса в природе и жизни человека.
— Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Лес они сообществом зовут.
— Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»?
— Откройте тетради с домашним заданием на с.54 №4 и ответьте на вопрос: «Как защитить почву на полях?»
- необходимо сажать полезащитные лесные полосы;
- зимой проводить снегозадержание;
- умеренно поливать и употреблять удобрения;
- правильно пахать;
- Работа над новым материалом.
— Мы ходим по земле, но редко задумываемся над тем, какую великую роль она играет в жизни каждого человека. Без почвы бы вся суша лишилась бы растений, животных грибов.
— Ребята, давайте мысленно совершим путешествие в лес, вспомним значение леса в природе и жизни человека:
- дом для растений, животных, грибов;
- защитник воздуха, водоёмов и почв;
- место для отдыха человека;
- источник древесины;
- источник ягод и грибов
— Какие растения можно встретить в лесу? Откройте тетради на с.56 №5 и с помощью атласа – определителя ( с.62-68) самостоятельно подпишите эти растения леса.
С/р – на это задание 6 минут, те кто раньше закончит работу найдите в атласе- определителе небольшие сведения об этих растениях и познакомьтесь с ними.
- вороний глаз (ядовитое растение);
- звездчатка;
- грушанка;
- кислица;
- Иван –да-марья;
- Хохлатка;
— Ребята, подумайте, чем лес является для живых организмов?
— Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, описание и своих обитателей
- травы (растения с мягкими зелёными стеблями);
- кустарники (многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей);
- деревья (многолетние растения с твёрдым стеблем);
- приведите примеры деревьев, кустарников, трав ;
- давайте посмотрим, какие деревья можно встретить в нашем классе (конечно, же в виде рисунков)
- рябина;
- берёза;
- ель;
- каштан;
- липа;
- сосна;
— Учёные называют этажи леса – ярусами и располагают их в порядке уменьшения.
- сделаем вывод деревьями – называются растения с многолетним твёрдым стеблем, кустарники – это растения у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей, травы – это растения с мягкими зелёными стеблями;
Используя рисунки на экране и знания, приобретённые ранее, разместите растения леса по ярусам. Найдите в тетради с.55 №2 (с/р)
— На экране появляются иллюстрации с изображением растений леса: берёза, шиповник, ландыш, фиалка, земляника, дуб, ежевика, сосна, печёночница. (Ребята записывают растения по ярусам самостоятельно, затем проверка на экране и оценивание своей работы)
Источник