Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Природные зоны. Тундра.»»
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, способствовать формированию у обучающихся функциональной грамотности (читательской и естественнонаучной направленности).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— получить представление о природной зоне тундры;
— познакомиться с географическим положением тундры;
— познакомиться с климатическими условиями зоны;
— узнать особенности растительного и животного мира тундры;
— познакомиться с особенностями народов тундры и их деятельностью.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса;
— слушать и понимать речь других;
— совместно довариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
— учиться работать в группе и брать на себя ответственность;
— перерабатывать полученную информацию;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— организовать и упорядочить знания;
— принимать самостоятельно решения и выдвигать идеи.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику – С D -диск.
Наглядные пособия: видеофрагмент «Тундра», карта «Природные зоны России», гербарий, фотографии представителей растительного и животного мира тундры, презентация PowerPoint «Тундра».
Ключевые слова: природная зона, тундра, географическое положение, климат, растительный и животный мир, деятельность человека.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с вопросами, карточки с заданиями «Да-нет», таблица «ЗХУ», лист самооценки, рабочие тетради, учебник.
Автор учебника: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас».
Источник
Технологическая карта урока «Тундра»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель: Сформировать представление о природной зоне «Тундра».
Дидактические: формировать умение показывать географическое положение тундры, называть климатические условия, объяснять приспособленность растительного и животного мира,
Развивающие: Формировать умения:
-осуществлять волевую саморегуляцию;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности ориентироваться в экологических проблемах, связанных с деятельностью человека.
-Формировать интерес к изучению темы «Природные зоны России» и основы экологической культуры через понимание экологических проблем, возникших в результате деятельности человека.
- Учащиеся получат представление о природной зоне тундра.
- Учащиеся научатся показывать географическое положение тундры, называть климатические условия.
- Учащиеся получат возможность научиться объяснять приспособленность растительного и животного мира, ориентироваться в экологических проблемах, связанных с деятельностью человека.
1. Регулятивные (учащиеся научатся):
-осуществлять волевую саморегуляцию;
-принимать и сохранять учебную задачу.
(получат возможность научиться):
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
-планировать свою деятельность;
-осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.
2. Познавательные (учащиеся научатся):
— осуществлять поиск необходимой информации;
— осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
— осуществлять обобщение изученного.
3. Коммуникативные (учащиеся научатся):
— владеть диалогической формой речи;
-слушать и понимать речь других.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
I. Мотивация к деятельности
— Ребята, здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Меня зовут Алена Андреевна.
— Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, ручка. Садитесь.
— Окружающий нас мир интересно познавать.
Его тайны и загадки все готовы разгадать!
Научитесь наблюдать, развивать внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
— Давайте составим формулу успеха, какие качества надо развивать, чтобы разгадать тайны и загадки окружающего нас мира? Слайд.
— Я вам желаю, чтобы наш урок прошел успешно.
Приветствие. Настрой на урок.
— наблюдательность, внимательность, любознательность
Метод: словесный, наглядный
Приём: беседа, иллюстрация, эмоциональный настрой
II. Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия
Организует повторение прошлой темы.
-Ребята, на прошлом уроке вы уже изучили одну из природных зон.
Послушайте, как о ней говорит Николай Сладков «Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи длиной в полгода, чёрной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния — сполохи: зелёные, красные, синие».
— О какой природной зоне говорит автор?
Почему она так называется?
Какие растения здесь растут и как они приспособились к жизни тут? (слайд 3)
— Теперь, чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока, мы с вами выполним тест.
-Читает на слайде каждый вопрос.
-Передайте свои работы с последних парт на первые.
Об Арктике (арктические пустыни).
— Потому что расположена под созвездием Малой Медведицы, на хвосте которой находится полярная звезда.
— Суровый, температура до -60. А летом выше 0.
— Моржи, белый медведь, чайка, кайра, гагарка.
Метод: словесный, практический
Форма: фронтальная, индивидуальная
ПУУД: построение рассуждения;
КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.
III. Выявление места и причины затруднения
Организует подведение и постановку темы и цели урока.
— Итак, ребята,мы уже знакомы с природной зоной Арктические пустыни, а сейчас скажите, какая природная зона расположена южнее? (слайд 8)
— Какая будет тема сегодняшнего урока? (слайд 9)
Метод: словесный, наглядный
РУУД: анализ, контроль, целеполагание;
ПУУД: построение рассуждения;
КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Организует постановку проблемных задач.
-Сегодня мы начинаем изучение природной зоны тундра. Откройте учебник на странице 59.
— Какую цель мы поставим перед собой? (слайд 9)
Ребята, а теперь давайте выделим главные вопросы, на которые предстоит ответить. (слайд 9)
Вы уже знакомы с планом изучения природных зон.
Откройте учебник на странице 59.На какой первый вопрос мы должны ответить?
На какие вопросы нам ещё нужно ответить?
-Это и есть план наших действий на урок.
— Узнать о природной зоне и экологических проблемах.
1. Географическое положение Тундры;
3. Растения и их приспособленности к условиям среды;
4. Животные и их характерные особенности;
5. Влияние деятельности человека на природу тундры.
6. Экологические проблемы и пути их решения.
Метод: словесный, наглядный
ПУУД: построение рассуждения;
КУУД: работа с учителем, построение монологического высказывания.
V. Реализация построенного проекта
Организует работу с учебником.
— Итак, разбираем 1 вопрос. Как он звучит?
– Кто помнит, что в переводе с финского означает Тундра? Посмотрите на иллюстрацию.
— Слово “тундра” в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная.
— А теперь посмотрите внимательно, где она находится, на странице 60 есть подсказка.
— Найдите на карте тундру и покажите её. (слайд 10)
— Какое количества тепла, она получает по сравнению с арктическими пустынями? Больше или меньше?
Посмотрите на страницы 62-63, что мы можем сказать.
Организует работу в группах.
— Сейчас мы с вами поработаем в группах. Первый ряд это первая группа, второй ряд – вторая, третий ряд – третья. Слушайте задание внимательно.
Положите перед собой лист исследователя.
Объясняет выполнение по заданиям для каждой группы. (слайд 11)
Первая группа у нас синоптики, они должны узнать, какие климатические условия в природной зоне Тундра.
Синоптики выполняют первое задание в листах исследователя, им в помощь страница учебника 60.
Вторая группа – ботаники, они должны узнать, какие растения растут в природной зоне Тундра.
Ботаники выполняют задание номер два, им в помощь страницы учебника 60-61.
Третья группа – зоологи, они должны узнать, какие животные обитают в природной зоне Тундра.
Зоологи выполняют задание номер три, им в помощь страницы учебника 62-63.
Смотрите внимательно, у ботаников и зоологов есть дополнительные задания.
На выполнение задания 4 минуты.
Давайте проверять. (слайд 12) Первая группа, рассказывает, вторая и третья заполняют.
Сколько длится зима в Тундре? А лето?
Какая температура в разные сезоны?
— Сейчас выступят ботаники, расскажут нам про растения и их приспособленности. А вы не забывайте соединять и подчеркивать.
Как называются растения? (слайд 13)
Какие признаки приспособленности вы выделили?
— Молодцы. Давайте посмотрим видеоролик и проверим, правильно, ли мы справились с заданием.
— А сейчас мы послушаем зоологов, что же интересного они расскажут нам про животных Тундры. (слайд 14)
— Какие особенности вы видите у них?
Почему куропатки зимой белые, а летом бурые?
Давайте досмотрим видеоролик зоологи проверят себя, а синоптики и ботаники подчеркнут особенности животных Тундры.
— Какие особенности у животных Тундры?
Географическое положение Тундры
Находится тундра южнее ледяной зоны, вдоль берегов северных морей.
Выполняют задание в группе.
Отвечают по листу исследователя.
Метод: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический
Приём: беседа, иллюстрация, работа с учебником, упражнение
Форма: фронтальная, групповая
РУУД: анализ, контроль, классификация, обобщение;
ПУУД: построение рассуждения;
КУУД: работа с учителем, в группах, построение монологического высказывания.
VI. Первичное закрепление изученного материала
— А теперь поговорим об основных занятиях населения тундры, экологических проблемах и об охране природы данной территории.
— Как вы думаете, много ли здесь живёт людей?
Да, верно, из-за суровых условий население здесь немногочисленное.
— Как вы думаете, какое занятие у населения тундры? (слайд 15)
Откройте страницу 65, посмотрите, человек и олень неразлучны, но почему? Что же они ему дают?
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что дают олени человеку. (слайд 16) Вы предполагаете, ячейки открываются.
— А как вы думаете, деятельность человека наносит вред тундре?
Откройте рабочую тетрадь на странице 38, задание под номером 5. Давайте с вами подумаем, какие экологические проблемы в тундре, связанные с деятельностью человека. (слайд 17)
Давайте опишем, что мы видим на первом изображении, пока что устно, а потом запишем коротко. Пользуйтесь страницей учебника 65.
Посмотрите на вторую картинку, что там? Какая экологическая проблема?
Нефть ручейками уходит в реки и озера. Несколько лет назад была страшная трагедия, разлилась нефть из одной нефтевышки, лилась около недели, и тысячи птиц из озёр не могли подняться вверх осенью, потому что все перья слиплись.
Посмотрите, в каком состоянии были птицы и вода.
— Какая экологическая проблема изображена на 3 картинке?
К чему привело одомашнивание оленей?
— И что у нас на 4 картинке?
— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не допустить уничтожение растительного покрова? Прочитайте на странице 65.
Давайте посмотрим видеофрагмент.
— А как поступать с загрязнением нефтью?
— Как вы думаете, как предотвратить исчезновение ягеля?
— Как бороться с браконьерством?
— Также проблема в большом количестве замусоривания. (слайд 21) Бумага, пластик, стекло, разные виды отходов, располагаются по берегам и морям Северного Ледовитого океана. А этот мусор пытаются закопать, но когда земля начинает замерзать, лед выталкивает этот мусор обратно, лопаются стеклянные бутылки, из этого появляется ещё одна экологическая проблема – пожары.Тундра очень сильно горит. Много стекла оставленного людьми. Начинается линзирование, то есть солнечные лучи проходят через линзу, поверхность начинает высушиваться, а там растёт мох, он загорается, доходит до подземного торфа, идёт задымление, и распространение пожаров по всей Тундре.
— А как вы думаете, виновны ли мы в этом, те, кто живут в Новосибирске?
— Да, ведь по Оби идет в Карское море весь мусор, оставленный нами, и стёкла, и пластик, и разная посуда, бумажки и тд.
— Оленеводство, рыболовство, добыча нефти и газа.
— Транспорт, молоко и мясо, жилище, одежду и обувь.
Источник