План конспект природа химической связи

План-конспект по химии в 11 классе «Химическая связь»

Общеобразовательная: рассмотреть виды химической связи; разобрать механизм образования химической связи; выявить закономерности между типом химической связи и свойствами веществ.

Развивающая: развитие мыслительных, логических навыков, сравнение, анализ. Умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, сделать выводы; совершенствование навыков самостоятельного поведения.

Дидактическая: сформировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы в команде, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о природе химической связи.

— сформировать представления о тесной взаимосвязи между строением и свойствами вещества;

— выработать навыки учащихся по составлению электронных формул молекул различных веществ;

— углубить знания о характеристиках химической связи и зависимости свойств веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки с использованием элементов логического мышления.

Оснащение урока: раздаточный материал в виде карт-листов различного цвета.

1. Понятие о химической связи проходит в курсе химии ряд этапов развития. Уже в 8 классе учащиеся знакомятся с ковалентной (неполярной и полярной) и ионной связью, на основании знаний о периодической системе и строении атома определяют вид химической связи в веществах, знакомятся с типами кристаллических решеток (ионной, атомной, молекулярной). В 9 классе вводится понятие о металлической химической связи. В 10 классе понятие о строении веществ обогащается благодаря углублению его трактовки с позиции электронной теории, введению понятий о гибридизации орбиталей, способах перекрывания орбиталей ( π-связь и õ-связь) и расширяется с введением понятия о водородной связи. В 11 классе в курсе «Общей химии» задача заключается в том, чтобы учащиеся увидели единое в многообразии, распространили уровень понимания, достигнутый при изучении строения органических веществ, на все многообразие веществ, углубили знания о характеристиках химической связи и типа кристаллической решетки.

2. В водной беседе обсуждаются вопросы, которые помогут выстроить логическую последовательность сравнительной характеристики свойств химической связи.

— Что обозначает термин «химическая связь»?

— Понятие электроотрицательности, закономерности изменения в периодической системе;

— в каких случаях можно говорить об образовании химической связи?

— описание образования химической связи.

— вещества с определенным типом химической связи образуют кристаллические решетки, от типа которой зависят физические свойства веществ.

Читайте также:  Вред природе наносимый человеком

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая группа получает задание, в котором необходимо охарактеризовать определенный тип химической связи (ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная, металлическая, водородная). На выполнение отводится 10-15 минут. В ходе обсуждения и выстраивания логической последовательности учащиеся самостоятельно могут определить «подсказку» — каждому виду химической связи соответствуют карты-листы одного цвета.

От каждой группы у доски работает ученик, который доказывает ход рассуждений группы, а участники группы дополняют отвечающего. На ответ отводится 5 минут.

Обсудив выполненные задания, учащиеся делают вывод о химической связи.

В заключительной части урока дети получают тестовое задание с целью выяснения уровня усвоения изученного материала.

Сравнительная характеристика типов химической связи отражена в приложении 1.

Источник

«Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир — сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Задача для учащихся: выучить материал, оценить его усвоение всем членам группы и защитить знания.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconrazrabotka_otkrytogo_uroka_po_himii.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по химии.

Тема. «Природа химической связи.

Ковалентная связь: неполярная и полярная».

Цель урока : научить учащихся, пользоваться понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении.

Оборудование: таблица «Химическая связь», жетоны для проверки знаний.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Различают три случая образования химической связи.

б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.

2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.

3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.

Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью.

s-s — связь s-p — связь p-p — связь — связь

Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной

Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью .

До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека:

Командир — сильный учащийся,

Задача для учащихся: выучить материал, оценить его усвоение всем членам группы и защитить знания.

1 этап. Учитель многократно объясняет, все быстрее, пока командиры не скажут «Все понятно»

2 этап. Командир пересказывает весь материал своему экипажу. Если чего-то забыл, то учитель консультирует.

3 этап. Командир принимает зачет у штурмана и ставит отметку.

Читайте также:  Оформление природных уголков доу

4. командир и штурман принимают зачет у своих пилотов, ставит всем оценки на лист бумаги.

5 этап. Оценки передаются учителю, командир докладывает о готовности группы к защите знаний.

6 этап. Командир тянет жетон. : «выбор» — учитель выбирает учащегося для ответа; «делегат»- экипаж решает, кого послать отвечать;

«все и всё» — каждый член экипажа отвечает;

«доверие» — преподаватель ставит оценку ту, которую получил экипаж;

«экзаменатор» — учащиеся помогают преподавателю.

Если на 1 балл учащиеся отвечают ниже, то снижается оценка всему экипажу на 1 балл, если оценки «2», то весь экипаж готовится заново.

6.Домашнее задание: параграф 5,9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равновесие в природе. Химическое равновесие

Урок изучения нового материала. Равновесие — это состояние, к которому стремится любая система. В презентации рассматривается состояние равновесия в природе и как оно поддерживается. Равновесие состоя.

«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие «Электроотрицательность», «Ковалентность», «Полярность связи».

Единая природа химической связи

—дать представление о причинах единства всех типов химической связи.

Реализация проектов «Храни свои корни», «за тайнами Природы и Бытия», «народов связующая нить»

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить».

Конспект урока химии 8 класс «Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная»

Конспект урока химии по учебнику Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс «Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная&quot.

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь»

Урок 24. Обобщение по теме «Монофункциональные производные углеводородов химические свойства, генетическая связь&raquo.

Технологическая карта по химии к уроку по теме «Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях» 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме «Состояние электронов в атоме. Электронная природа химических связей в органических соединениях» 10 класс Рудзитис, Фельдман.

Источник

Конспект урока : Единая природа химической связи

Деление химических связей на типы носит условный характер, так как все они характеризуются определенным единством.

Ионную связь можно рассматривать как предельный случай ковалентной полярной связи.

Металлическая связь совмещает ковалентное взаимодействие атомов с помощью обобществленных электронов и электростатическое притяжение между этими электронами и ионами металлов.

В веществах часто отсутствуют предельные случаи химической связи (или «чистые» химические связи).

Например, фторид лития LiF относят к ионным соединениям. Фактически же в нем связь на 80% ионная и на 20% ковалентная. Правильнее поэтому, очевидно, говорить о степени полярности (ионности) химической связи.

Читайте также:  Основные особенности природы экваториальной центральной африки

В ряду галогеноводородов HF—НС1—HBr—HI—HAt степень полярности связи уменьшается, ибо уменьшается разность в значениях электроотрицательности атомов галогена и водорода, и в астатоводороде связь становится почти неполярной.

Различные типы химических связей могут содержаться в одних и тех же веществах, например:

  1. в основаниях — между атомами кислорода и водорода в гидроксогруппах связь ковалентная полярная, а между металлом и гидроксогруппой — ионная;
  2. в солях кислородсодержащих кислот — между атомами неметалла и кислородом в кислотном остатке — ковалентная полярная, а между металлом и кислотным остатком — ионная;
  3. в солях аммония, метиламмония и т. д. — между атомами азота и водорода — ковалентная полярная, а между ионами аммония или метиламмония и кислотным остатком — ионная;
  4. в пероксидах металлов (например, Na2O2) — связь между атомами кислорода ковалентная неполярная, а между металлом и кислородом — ионная и т. д.

Различные типы химических связей могут переходить одна в другую:

  • при электролитической диссоциации в воде ковалентных соединений ковалентная полярная связь переходит в ионную;
  • при испарении металлов металлическая связь превращается в ковалентную неполярную и т. д.

Причиной единства всех типов и видов химических связей служит их одинаковая физическая природа — электронно-ядерное взаимодействие. Образование химической связи в любом случае представляет собой результат электронно-ядерного взаимодействия атомов, сопровождающегося выделением энергии (табл. 7).

http://tepka.ru/himiya_11/07.jpg

Таблица
Типы химической связи

http://tepka.ru/himiya_11/07-1.jpg

  1. Часто встречается выражение: «Молекулы благородных газов одноатомны». Насколько оно соответствует истине?
  2. Почему, в отличие от большинства элементов-неметаллов, самые яркие их представители — галогены — не образуют аллотропных модификаций?
  3. Дайте наиболее полную характеристику химической связи в молекуле азота, используя следующие признаки: ЭО связанных атомов, механизм образования, способ перекрывания электронных облаков, кратность связи.
  4. Укажите тип химической связи и составьте схемы ее образования в веществах, имеющих формулы: Са, CaF2, F2, OF2.
  5. Напишите структурные формулы веществ: СО, С2Н2, CS2, Н2O2. Определите степени окисления элементов и их валентности (в возможных случаях) в этих веществах.
  6. Докажите, что все типы химической связи имеют общую природу.
  7. Почему молекулы азота N2, оксида углерода (II) СО и ацетилена С2Н2 называют изоэлектронными, т. е. имеющими равное число электронов (о каких электронах идет речь, определите самостоятельно)?

Источник

Оцените статью