Технологическая карта урока по биологии 5 класс «Природные зоны Земли»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель: знакомство с природными зонами Земли, с растениями и животными разных природных зон Земли.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «природная зона», научить называть и показывать природные зоны на карте, познакомить с биологическим разнообразием планеты.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитательные: формировать умение учащихся бережного отношения к живым организмам нашей планеты.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из текста учебника, систематизировать информацию и обсуждать полученные сведения.
Коммуникативные УУД: сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение; вступать в речевое общение.
Регулятивные УУД : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.
Личностные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать позитивную самооценку.
Предметные: научатся называть и показывать на карте природные зоны Земли, узнают о растениях и животных каждой природной зоны.
Коммуникативные : вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой коммуникации.
Регулятивные: могут планировать и оценивать собственные учебные действия.
Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию и обсуждать полученные сведения.
Личностные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; дают позитивную самооценку.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Методы обучения: словесный, наглядный, мозговой штурм.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Введение в биологию», А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийная презентация «Природные зоны Земли», задания для групповой и индивидуальной работы, рефлексивная карточка «Природные зоны Земли».
— Урок биологии я хочу начать словами немецкого философа Георга Зиммеля «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
— Что хотел сказать философ? (ответы детей).
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, и у вас конечно же возникнут вопросы.
— Где и как вы будете искать ответы на эти вопросы?
Учитель фиксирует ответы, предлагаемые детьми:
1) я сам могу найти ответы при помощи учебника;
2) я могу с другом изучить материал, используя учебник;
3) я могу спросить у учителя, если не найду ответа сам;
4) я могу найти ответы в сети Интернет, словаре, библиотеке.
Определяют, как и с помощью чего «откроют» новые знания на уроке.
Для проверки домашнего задания, я подготовила вопросы с разным уровнем сложности.
Вы самостоятельно определите те задания, которые сможете выполнить. На выполнение задания дается не более 5 минут . Свои оценки вы узнаете на следующем уроке.
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1.Самое высокое на свете животное-жираф –обитает в
Б) Австралии Г) Северной Америке.
2. Только в Южной Америке в естественных условиях произрастает
А) Эвкалипт В) Кувшинка виктория -регия
Б) Полярные волки Г) Пингвины.
4. Только в Австралии обитает
Б) Бамбуковый медведь панда Г) Пингвин.
5. Родиной происхождения риса является
А) Африка В) Юго-Восточная Азия
1.Самые известные растения Австралии…
2.Самые высокие животные на Земле, достигающие 6 метров в высоту…
3.Самый большой жук в мире, обитает в Южной Америке, длина тела до 18 см…
4.Материк, на котором находится наша страна…
5.Самая большая в мире бабочка…
1. Верны ли следующие утверждения?
А. Медведь панда живет в зарослях бамбука.
Б. Существуют виды карликовых и гигантских кенгуру.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения.
2. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает.
1) Императорский пингвин А) Евразия
2) Медведь панда Б) Южная Америка
3) Насекомое дровосек –титан. В) Антарктида.
3. Установите один «лишний» объект и озаглавьте список «Животные какого материка»?. ______________________________
Источник
Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)
— показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
— развивать у учащихся умение описывать природные зоны.
— воспитывать чувство ответственности в работе;
— воспитывать уважение к мнению других.
— знать определение понятия «природная зона»;
— знать основные причины смены природных зон;
— называть и показывать границы природных зон;
— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;
— описывать внешний облик природных зон;
— приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;
— на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира условиям конкретной природной зоны.
— давать определения понятиям;
— владеть устной (письменной) речью;
— структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— создавать и преобразовывать схемы для решения задач.
— использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;
— формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.
2)Кто разработал учение о географической оболочке?
3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки.
(целостность, ритмичность, зональность)
4)Что называют природной зоной?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира.
Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам.
Задание для практической работы:
6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица)
Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии.
Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон:
1 вариант : влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи,
2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что было для вас проще, а что труднее?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно.
Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя.
Практическая работа «Описание природных зон»
Влажные экваториальные леса
Вдоль экватора; весь год тепло и влажно
Пальмы, папоротники, фикусы
Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы
К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны
Баобаб (Африка), высокие травы
Антилопы, зебры, львы, гепарды и др.
Тропики; недостаток влаги, высокие температуры
Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др.
Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи
Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы
Злаковые растения (ковыль, типчак)
Смешанные и широколиственные леса
Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах)
Волки, лисы, медведи, лоси, олени
Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето
Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные
Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь
Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт
Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика
Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы
Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода
Белый медведь, тюлень, морж
Источник