Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) на тему
Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.
- образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;
- развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
- воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы; воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.
Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами.
Эпиграф: « Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые» . (К.Г.Паустовский)
- Какие типы текста мы знаем?
- Чем отличается описание от других типов текстов?
- Какой вопрос можно задать к тексту — описанию?
- Как называется описание природы в литературе?
Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы.
- зимний
- весенний
- летний
- осенний
- природа леса
- природа степей
- река, озеро
- море…
Всё, что нас окружает и радует своей красотой.
Многие русские поэты и писатели посвятили свои произведения описанию родной природы.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Эпитет – это художественное определение (какой?). Золотая (какая?) листва
- Какие выразительные средства использует поэт, чтобы изобразить не красками, а словами красоту родной природы?
(метафоры, эпитеты, сравнения)
- Чем отличается художественное описание от всех других?
- Назовите средства выразительности?
- Как узнать метафору?
- Что такое олицетворение?
- Что такое эпитет?
- Как узнать сравнение?
Соотнесите высказывания о природе со временем года.
Клейкие нежно-з…лёные л…сточки, с..гнулась под тяжестью снега, хмурое серое небо, разн..цветье лугов, хрустальные иголочки инея, укутались в т..ж..лые бел..снежные шубы, з…л…тые и багряные леса, з..ркальная гладь замёрзшего пруда, свинц..вые тучи, пр..зрачные н…беса, м..хнатая белая ша..ка на ёлке, лё…кая рябь на реке, густые тени в зар..слях ивняка, ярко-красные яго…ы з…мляники.
С О гнулась под тяжестью снега, хрустальные иголочки инея, укутались в т Я ж Ё лые бел О снежные шубы, з Е ркальная гладь замёрзшего пруда, м О хнатая белая ша П ка на ёлке.
Клейкие нежно-з Е лёные л И сточки, свинц О вые тучи, пр О зрачные н Е беса, лё Г кая рябь на реке.
Разн О цветье лугов, гр О зовые тучи, лёгкая рябь на реке, густые тени в зар О слях ивняка, ярко-красные яго Д ы з Е мляники.
Хмурое серое небо, з О л О тые и багряные леса.
Земля покрылась (какой?) травкой. Кое-где виднеются (какие?) цветы. Я поднялся на холм по (какой?) дорожке, и передо мной открылся (какой?) вид. На металлической решётке забора алеют (какие?) цветы. Мы оказались в (каком?) лесу. Всюду высятся (какие?) деревья, трепещет (какая?) зелень их листвы. Сквозь (какие?) ветви проглядывает (какое?) небо.
- Вводная часть.
- Наблюдения.
- Ощущения.
- Авторитетное мнение.
- Моё мнение.
Лесная полянка; мягкая зеленая трава; белая кашка и голубые колокольчики; сердитое жужжание шмеля; неподалеку куст орешника; исполинские дубы; тенистая прохлада; юркие ящерицы; невысокие елочки; нарядные березы; в нескольких шагах от. ; причудливые облака.
- Что изображено на фотографии?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
- Как вы можете передать свои чувства?
- Я стою над обрывом…
- Я сижу перед окном…
- Я вышел прогуляться…
- Ночью выпал первый снег…
- Распустились первые нежные, клейкие листочки…
- Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
- Передо мной красуются золотые, багряные осенние деревья…
- Наступила зима…
- Пришла весна…
- Всё вокруг изменилось…
- Солнце светит ярко…
- Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
- Искрится и переливается на весеннем солнце.
- На землю опустилась мгла…
- Тёмный лес вдруг озарился…
- По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
- Душа наполняется радостью…
- Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
- Хочется остановиться и внимательно приглядеться…
- Как же прекрасна наша природа…
- Вдохнуть полной грудью…
- Не хочется уходить отсюда…
- Стою и любуюсь, забыв обо всём…
Как будто счастье впереди
На всём улыбка, жизнь во всём!
Блестя на солнце, снег лежит…
- Мне близко и понятно…
- Испытываю похожие чувства…
- Вызывает восторг…
- Каждый год с нетерпением жду наступления лета…
- Связано со счастливыми надеждами и незабываемыми впечатлениями…
- Хочется поделиться с друзьями своей радостью…
Я очень люблю весну. Люблю пробуждение природы, тонкий аромат нежной листвы и травы, первые цветы…
Май близится к концу. Всё ярче светит солнце. Вокруг сияет молодая зелень. Я иду в гости к бабушке. За её домом густо разрослись яблони, широко раскинули свои ветви, усыпанные белыми цветами. Они особенно ярко и красочно смотрятся на фоне безоблачного лазурного неба. Восхитительная картина! Издалека кажется, что деревья наряжены не цветами, а чистым, сверкающим снегом. Лучи солнца играют между ветвями, а лёгкий ветерок доносит до меня тонкий незабываемый аромат.
Мне радостно. Не хочется уходить из этого прелестного уголка. Я долго стою и любуюсь красотой весеннего сада.
Чудесные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди,
Настроение поэта мне близко и понятно. При виде цветущих яблонь я испытываю похожие чувства.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Выбрать тему для сочинения – описания природы.
- Подобрать материалы к сочинению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию весенней природы»
Урок в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной. .
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:»Описание природы. Зима»
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима».
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина «Корабельная роща»
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина «Корабельная роща», построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской.
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото.
Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.
Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал — задача уроков ра.
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся.
«Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»
Работа с редактированием упражнения учебника.
Источник
План сочинения-описания природы (6 класс)
У слова СНЕГ более 100 эпитетов!
блистающий
искрящийся
переливающийся
ослепительный
сверкающий
серебристый
нарядный
чистый
бездонный
глубокий
лёгкий
мохнатый
мягкий
пушистый
пышный
колючий
ноздреватый
хрустящий
веселый
печальный
и другие
9.
О каком времени года
написал Ф.И.Тютчев?
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
10.
Какие выразительные средства
использует поэт, чтобы
изобразить не красками, а словами
красоту родной природы?
(метафоры, эпитеты, сравнения)
11.
ЗИМА:
Согнулась под тяжестью снега, хрустальные
иголочки инея, укутались в тяжёлые
белоснежные шубы, зеркальная гладь
замёрзшего пруда, мохнатая белая шапка на
ёлке.
12.
План сочинения – описания
природы.
1.
2.
3.
4.
5.
Вводная часть.
Наблюдения.
Ощущения.
Авторитетное мнение.
Моё мнение.
13.
Вводная часть.
Я стою над обрывом…
Я сижу перед окном…
Я вышел прогуляться…
Ночью выпал первый снег…
Распустились первые нежные, клейкие
листочки…
• Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
• Передо мной красуются золотые, багряные
осенние деревья…
14.
Наблюдения.
Наступила зима…
Пришла весна…
Всё вокруг изменилось…
Солнце светит ярко…
Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
Искрится и переливается на весеннем солнце.
На землю опустилась мгла…
Тёмный лес вдруг озарился…
По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
15.
Ощущения.
• Душа наполняется радостью…
• Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
• Хочется остановиться и внимательно
приглядеться…
• Как же прекрасна наша природа…
• Вдохнуть полной грудью…
• Не хочется уходить отсюда…
• Стою и любуюсь, забыв обо всём…
16.
Авторитетное мнение.
• Радостные ожидания и новые надежды наполняют
мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём!
Ф.И.Тютчев
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин
17.
Моё мнение.
Мне близко и понятно…
Испытываю похожие чувства…
Вызывает восторг…
Каждый год с нетерпением жду наступления
лета…
• Связано со счастливыми надеждами и
незабываемыми впечатлениями…
• Хочется поделиться с друзьями своей
радостью…
18.
Рубиновый глаз
Морозная
тишина.
Вечереет.
Темнеют кусты неодетого леса, будто
это сам лес собирает к ночи свои думы.
Через тьму кустов глядит солнце
рубиновым глазом, через кусты этот
красный глаз не больше человеческого.
(М.Пришвин.)
Источник