План урока природные зоны 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему «Природные зоны России» 4 класс

Цель урока: сформировать представление о природных зонах России; познакомить с картой природных зон; формирование бережного отношения к природе.

Планируемы результаты:

Предметные — характеризовать понятие “природные зоны”, какие природные зоны России существуют, как меняется картина природы из северных районов нашей страны на южные.

Личностные — выражать готовность бережного отношения к природе, чувству ответственности за окружающую среду.

Метапредметные — овладеть умением работать с разными источниками информации.

Тип урока: урок формиррования новых знаний.

Дидактические средства занятия: учебник, раздаточный материал, физическая карта России, карта природных зон России.

Распределение времени на занятии:

I. Организационный момент. (3 мин.)

II. Актуализация знаний.(7 мин.)

III. Формирование новых знаний.(15 мин.)

IV. Закрепление материала.(10 мин.)

I. Организационный момент. (3 мин.)

Учитель приветсвует обучающихся и настраивает на работу, отмечает отсутствующих ( проверяет готовность к началу учебного занятия ).

II. Актуализация знаний.(7 мин.)

1. Самое большое по площади озеро России:

2. Река, впадающая в Каспийское море:

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:

4. Самая длинная река России:

5. Моря Атлантического океана на территории России:

6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога- матушка?

а) Аральское и Каспийское моря

б) Ладожское и Онежское озера +

7. В Списке Всемирного наследия:

III. Формирование новых знаний.(15 мин.)

(Учитель предлагает рассмотреть карту природных зон.)

— Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? (Предположения детей.)

— Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны.)

— Прочитаем тему урока. ( “Природные зоны России”.)

— Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие из северных районов нашей страны в южные. Мы проследим, как будет меняться картина природы, и подумаем, почему это происходит.

(Работа с раздаточным материалом)

— На каждой парте комплект из 6 карточек. Посоветуйтесь со своим соседом по парте и решите, какие карточки относятся к северной природе, а какие — к южной. Обоснуйте свой выбор. (Ученики работают в парах.)

Познакомьтесь с картой природных зон России (стр. 72-73). Сравните ее с физической картой нашей страны. Что обозначают разные цвета на карте природных зон?

Сравнивая обе карты, можно заметить следующие закономерности:

— зоны высотной поясности на карте природных зон совпадают в горами и с горными системами, обозначенными на физической карте.

— на равнинах климатические пояса постепенно меняются с севера на юг от самых холодных к самым теплым.

Читайте также:  Департамент природы тюменской области

— вблизи морей и океанов находятся природные зоны не характерные дя равнин, удаленных от океана.

С севера на юг природные зоны меняются в следующем порядке:

-Смешанные леса и Смешанные леса Дальнего Востока

Как просиходит смена природных зон?

Смена природных зон происходит из-за того, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли.

Это происходит из-за того что Земля имеет форму шара.Солнечные лучи на некоторые участки земной поверхности падают отвесно, а на некоторые-наклонно.

Чем больше уровень наклона солнечных лучей к земной поверхности, тем холоднее климат в этой местности. И наоборот, чем отвеснее падают солнечные лучи к Земле, тем жарче климат на этом участке.

Получается, что больше всего тепла получают территории, расположенные вблизи экватора, а меньше всего-северный и южный полюс.

IV. Закрепление материала.(10 мин.)

-Выполнение заданий в рабочей тетради

(Ученики выполняют задание 1,2 на стр. 30—32.)

Работа с раздаточным материалом

-Предлагаю определить, какие природные зоны существуют в России. Для этого в группе из данных букв составьте слово.

(Ученики составляют слова: Арктика, тундра, лес, степь, пустыня.)

(Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр. 75 учебника.)

Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще надо поработать?

(Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке)

1. Прочитать текст на стр.71—75 учебника.

2. Выполнить задания 3—5 на рабочей тетради.

Источник

Презентация и конспект урока «Природные зоны России» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,

-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;

-знать и уметь называть основные природные зоны России;

-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;.

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
  • демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру
  • принимать и сохранять заданную учебную цель,
  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Читайте также:  Погрешность измерения природа погрешности

Учебник окружающий мир 4 класс (1часть) О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов

Русский язык, литературное чтение

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.

Учащиеся выполняют задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной работе на уроке.

  1. Организация начала урока (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (10 мин)
  3. «Открытие» новых знаний(19 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Закрепление новых знаний (5 мин)
  6. Итог урока. Рефлексия (5 мин)

1.Организация начала урока

Добрый день, дорогие друзья!

-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?

Приветствие учителя и учеников.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:

Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:

— Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

— Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?

-Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему?

Давайте с вами проведем небольшой опыт.

(- Теллурий (от лат. tellus — « Земля », в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси .)

— Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?

— Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара?

-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.

-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?

-Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

«Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)»

Читайте также:  Все признаки неживой природы

1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России;

2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте;

3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности.

Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.-

Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли

-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше

-Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

-Природные зоны нашей страны

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его.

Участие в опыте. Исследовательская деятельность

Определение темы урока. Цели и задач урока.

Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие)

-Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника

-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России

-Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)

— Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?

— С помощью чего мы можем прочитать карту?

— Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?

-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.

Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)

-Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей.

Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей:

1 ряд- Географы . Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры

2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны.

3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны

+ информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом)

Природные зоны -участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору .

Источник

Оцените статью