Конспект урока «Какие бывают животные»
Образовательная система (УМК): Школа России, Окружающий мир 2 класс, А.А. Плешаков.
Цель урока:
Формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
· Развивать интерес учащихся к изучению животного мира.
· Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
1. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу
· Познакомить с группами животных – звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные;
· Учить классифицировать животных по группам;
· Формировать знание о существенных признаках животных
2. Цели, касающиеся изучения более сложного материала:
· Формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, систематизировать и анализировать материал.
· Формировать умение формулировать свои мысли, обосновать свое мнение, исправлять свои ошибки, сравнивать свой ответ с ответом товарища, находить схожее и различное, работать в паре и группах.
· Формировать умение работать с текстом, выделять главное, анализировать, сравнивать, выполнять работу по образцу, формулировать свои ответы.
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать обобщения и выводы;
· Формировать умение сравнивать животных друг с другом, находить сходства и отличая, выделять и сравнивать признаки.
· Слушать и понимать речь других;
· Вступать в беседу и обсуждения на уроке и в жизни;
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (письменной) речи.
Средства обучения: ноутбук, телевизор, презентация «Животный мир Мордовии», раздаточный материал (большие конверты с карточками (изображение животных) и маленькие со словами ), учебники, рабочие тетради у каждого ученика.
1. Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс, «ЭКЗАМЕН» 2005
2. Атлас-определитель «От земли до неба»
3. Окружающий мир: Учебник для 2 класса /А.А.Плешаков/-М.: Просвещение,2014.
4. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику /А.А.Плешаков/ -М.: Просвещение,2014.
Дидактические задачи этапа
Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
Сегодня нас ждут новые открытия. Для этого необходимо не отвлекаться и активно работать и тогда мы узнаем много нового и интересного.
Словесный метод обучения (беседа)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Повторение изученного материала, необходимого для выделения нового знания и выявления затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося.
— Сегодня мы с вами продолжим путешествие, Куда? Это вы узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
— Сегодня мы будем путешествовать по лесу.
— Вспомните, что вы видели в лесу? (Растения.)
— Вспомните, на какие группы можно разделить растения?
— Отгадайте растения по признакам и назовите к какой группе оно относится:
Цифровые технологии (презентация)
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?) проговаривание цели урока в виде задания, которое предстоит выполнить
— Сейчас вам предстоит выполнить задание. Разгадайте кроссворд.
— Какое слово открылось в выделенных клетках? (Животные)
— Определите тему сегодняшнего урока. (Животные)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке (О животных).
— Прочитайте тему урока в учебнике (Какие бывают животные).
— Что вы уже знаете о животных?
— Сегодня нам нужно ответить на вопрос, какие бывают животные? А также провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, далее с помощью исследовательских методов.
Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения
Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших карточек и начнем наше исследование.
— Возьмите большой конверт— в нем ваше первое задание.
— В больших конвертах подготовлены рисунки животных:
1-я группа — окунь, ерш, кузнечик, карась;
2-я группа — муха, божья коровка, медведь, жук;
3-я группа — тигр, лиса, гусь, волк;
4-я группа — ласточка, клест, судак, синица.
— Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
-Как одним словом назвать всех животных каждой группы? (-Жук, кузнечик, божья коровка- это насекомые и т.д.)
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
— Выявить отличительные признаки каждой группы.
— Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 60-61.
-Для ответов используйте подсказку:
Сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьей учебника
— Что узнали о животных данной группы?
По каким признакам вы определяете принадлежность животных, к какой – либо группе? (По числу ног и по покрову тела.)
Группа – звери. Приведи примеры.
— Что объединяет всех этих животных? Сколько ног? Чем покрыто тело?
(Четыре ноги, тело покрыто шерстью.)
Группа – птицы. Приведи примеры. .
— Что отличает птиц от всех остальных животных?
(Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.) .
Группа – рыбы. Приведи примеры. .
— Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других?
(Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, тело покрыто чешуёй.) .
Группа – насекомые. Приведи примеры. .
— Чем она отличается от других?
Ответы детей по группам .
— Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб?
— Поэтому они составляют особую группу- земноводные, (могут находиться на суше и в водоеме.) — Кто относится к земноводным? Почему они получили такое название? Найдите корень в слове «земноводные».
Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде.
Это удивительные существа! Они могут жить и в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда – то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря – легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные.
Чем покрыто тело у земноводных? Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, как у всех, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.
Группа – земноводные. .
К этой группе животных относятся лягушки, жабы и тритоны.
— Какой отличительный признак можно выделить?
Группа – пресмыкающиеся (рептилии). .
К этой группе животных относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За что и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детенышей. Кожа покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых из них роговые пластинки срослись с костями. Встречаются везде – от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.
— Еще одна группа — это пресмыкающиеся, к ним относятся?
( змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы.)
— Сколько у них ног? (4 Ноги.)
Практический метод обучения (наблюдение, сравнение, распознавание и сравнение признаков)
Словесный метод обучения (беседа)
Раздаточный материал (конверты)
Источник