- Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе
- Описание понятия
- Признаки живого и неживого
- Полезное видео: чем живое отличается от неживого
- Примеры неживой природы
- Воздух и атмосфера
- Вода
- Почва и литосфера
- Солнце и другие космические тела
- Полезное видео: неживая природа
- Вывод
- Как объяснить ребёнку, что такое живая и неживая природа? Планета, звёзды — это что:?
Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе
Природа – широкое понятие, включающее в себя неживые объекты естественного происхождения и многообразие живых организмов, окружающих человека. Растения, звери и птицы — это живая природа. Ее особенностью является отсутствие зависимости от цивилизации, способность к естественной регуляции и самовосстановлению. Можно встретить различные предметы неживой природы, не склонные к подвижности и значительным видоизменениям. Что относится к неживой природе, а что является живыми организмами — поговорим подробнее.
Описание понятия
Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.
Признаки живого и неживого
Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.
Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:
Признак | Тела неживой природы | Тела живой природы |
Обмен веществ (дыхание, питание) | Неодушевленным предметам не свойственно изменение структуры и наличие обменных процессов. | Все одушевленные организмы имеют способность поглощать (в процессе питания или дыхания) из окружающей среды одни вещества и трансформировать их в другие в процессе внутреннего обмена. |
Размножение | Для неодушевленного не свойственно размножение, как часть жизненного цикла. Такие процессы, как круговорот воды, базируется на изменении агрегатного состояния, однако эти явления не связаны с появлением новых форм или смертью первоначальной субстанции. | Все живое способно воспроизводить другие организмы по своему подобию в процессе размножения (полового или бесполого). |
Развитие | Неодушевленное не развивается в процессе существования. | Одушевленное отличается способностью к приобретению новых качеств и свойств в процессе жизни. |
Раздражимость | Не проявляют активной реакции на действие других объектов. | Животные, растения, грибы и одноклеточные – все представители царств животного мира отличаются изменением поведения и наличия ответной реакции на воздействие других природных предметов и внешних факторов. |
Наследственность и изменчивость (способность к изменению для приспособления к факторам окружающей среды) | Слабая изменчивость (изменение агрегатного состояния) под действием внешних факторов (температуры, давления). | Наличие наследственного материала, влияющего на схожесть потомства и родителей (РНК, ДНК). |
Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы. Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения. Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.
Полезное видео: чем живое отличается от неживого
Примеры неживой природы
Рассмотрим подробно объекты неживой природы. Окружающий мир богат различными формами предметов — неодушевленных тел. Для простоты понимания была введена классификация, позволяющая разделить тела на несколько групп.
- Твердые (горные породы, минералы, лед).
- Жидкие (вода, лава, роса, реки и озера).
- Газообразные (пары различных веществ, звезды).
Неодушевленное не умирает и не рождается, тем не менее можно наблюдать разрушение гор и испарение природных источников. Изменение формы и размера тела является ответной реакцией на изменение температуры, давления или других факторов внешней среды.
В процессе смены агрегатного состояния неживое сохраняет свои структурные частицы, что позволяет восстановить первоначальное состояние (конденсация водяного пара).
Воздух и атмосфера
Воздух, необходимый для жизни большому числу живых существ на нашей планете, входит в состав атмосферы или «воздушной оболочки земли». Атмосфера состоит из смеси многочисленных газов, обладающих различным составом и свойствами.
- инертны в передвижении (передвигаются под действием внешних факторов);
- не имеют собственных обменных процессов (не дышат, не нуждаются в еде и воде);
- не рождаются и не умирают (возникают в процессе испарения влаги);
- не проявляют раздражимость;
- не размножаются и не растут.
Газам не свойственны признаки живого, однако их присутствие необходимо не только человеку, но и другим организмам. Несмотря на то, что сам воздух не относится к живым структурам, воздушная оболочка планеты является местом обитания птиц, летающих млекопитающих (летучих мышей), насекомых и огромного числа микроорганизмов.
Вода
В отличие от других форм неодушевленного, вода обладает кажущейся самостоятельной подвижностью, однако в своем составе также является смесью различных жидкостей.
Дети, перешедшие в 3 класс, изучают такие водные формы, как:
Эти тела отличаются естественностью происхождения, в то время как пруд является продуктом деятельности человека. Вода и другие жидкости относится к неодушевленным телам по причине отсутствия раздражимости, роста и других свойств. Тем не менее, как и воздушная оболочка земли, гидросфера является домом для множества животных, растений и микроорганизмов.
Почва и литосфера
Почва – совокупность солей и мельчайших земных пород, пронизанных тонкими прослойками воды и воздуха. Несмотря на то, что из земли пробиваются растения, почва также относится к неодушевленным предметам.
В зависимости от формы отложений, наличия органических включений, способности пропускать жидкости и наполненности кислородом земля может значительно различаться по своим свойствам.
Тем не менее эта форма неодушевленного является домом для млекопитающих (мышей, лис, барсуков, кротов), червей, членистоногих (жуков, пауков), бактерий и источником минеральных и органических веществ для растений и грибов.
Стоит отметить, что растения и грибы не поглощают землю, а лишь забирают из неё растворенные минеральные вещества. Именно поэтому для обильного роста всем растительным организмам требуется регулярное поступление влаги.
Солнце и другие космические тела
Кроме планеты Земля, в нашей Вселенной находятся миллиарды других космических тел. Звезды и наше Солнце являются — лишь одни из них.
Схема и общая информация о Солнце:
Неживая природа — это определение, в равной степени применимое и к нашему Солнцу. Несмотря на излучаемый свет и тепло, светило не отвечает свойствам живого и не является пригодным для жизни других существ.
Присутствие ряда неодушевленных структур, таких как вода, воздух, земля – важнейший из факторов появления и развития жизни на любой планете:
- воздух – для дыхания (окисления органических веществ);
- вода – для транспорта минеральных и органических веществ внутри растений и осуществления жизненно важных процессов внутри животных организмов (к биологическим жидкостям относится: кровь, лимфа, желудочный сок);
- почва и минералы – сохранение питательных веществ, материал для построения жилищ.
Интересно! Такие крупные неодушевленные тела, как планеты, обладают дополнительными свойствами, также необходимыми для жизни. Одним из них является гравитация.
В просторах космоса существует множество планет и звезд, изучение которых является одной из важнейших задач современной науки.
Полезное видео: неживая природа
Вывод
На нашей планете живая и неживая природа находится в тесной взаимосвязи, наблюдать которую можно повсеместно. Атмосфера, гидросфера и литосфера в той или иной мере богаты одушевленными организмами, для которых земля, вода или воздух являются домом, местом укрытия или элементом системы добычи питания. Все внутренние процессы организмов основываются на взаимодействии с неодушевленными предметами (дыхание, поглощение минеральных солей растениями).
Запомните! Неживое – часть внешней среды, окружающей человека, нуждающаяся во внимании и сохранении для будущих поколений. Даже если горы, моря и океаны не умирают, в процессе изменения они способны стать в корне непригодными для жизни большого числа существ.
Источник
Как объяснить ребёнку, что такое живая и неживая природа? Планета, звёзды — это что:?
Нужно вернуть себя в прошлое, став не минуту ребенком. Живое воспроизводит себя в поколениях себе подобных. Звезды сначала гаснут, умирают, лишь через некоторое время после гибели старой звезды где-то в сторое может родиться новая звезда. Ребенку не нужно знать все механизмы образования звезд, если он не стремится к высотам астрофизики. Важно усовить схему осень-зима-весна-лето, чтобы понять принципы жизни.
Приведите примеры на простейших предметах, которые он видит каждый день.. .
Как например помидор и камень.
ну так в учебнике же написано =)
А стоит ли? Последние исследование теории нулевого поля доказывают, что всё кругом состоит из атомов, и продолжительность жизни предметов, равняется жизни атомов :)))
Одно из странных предсказаний квантовой теории состоит в том, что каждый кубический сантиметр явно пустого пространства содержит огромное количество энергии. Физики называют эту энергию нулевой, поскольку она существует даже при абсолютном нуле. И хотя теории предсказывают, что нулевая энергия должна существовать, а эксперименты подтверждают, что она есть, физики не могут ответить на вопрос, откуда она берется. Цитата из научной статьи
И что? Пространство-то не становится от этого ЖИВЫМ!
Зачем девочке голову морочить всякой бредятиной?
Планеты и звёзды разумеется НЕ живые
Живые — животные, растения, грибы, микробы.. .
Вот про вирусы можно спорить — живые они или как.
А всё остальное — НЕ ЖИВОЕ.
В любом случае объяснять такие сложные вещи ребенку должны не Вы, поскольку Вы сами в этом ничего не понимаете.. . Только запутаете бедного ребенка.
планета, особенно наша —это товарищи живой организм, и чем чаще мы будем засорять и разрушать нашу планету, она будет очень жестоко отвечать нам за наши поступки.. Взять к примеру Японию.. помните да.. Древние люди на камне написали им.. не стройте здесь дома.. вот результат.. Фукусима и так далее. Живой-неживой предмет—это всё заблуждение, которое вдалбливали нам в школах и детских садах как догму.. Взять к примеру дерево.. (я так сводил с ума учительницу в школе).. она доказывала мне, что это не живой предмет. Я же очень был возмущён, как же.. если прошёл дождь, корни впитывают влагу (дерево пьёт), потом, если не будет дождей, то листья на дереве засохнут и дерево погибнет.. И вы будете утверждать, что дерево—это не живой предмет? //
Планета — не живое существо, не нужно путать ребёнка и маму. Ваши представления для категории Религия, Вера, а не для наук
Юра Береза Мастер (1213) планета это не существо..это планета,и она же живой организм.Вы не умеете смотреть на всё глобально.
Источник