14.Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
Платность природопользования является важнейшим элементом системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Платность использования природных ресурсов способствует решению экологических задач по эффективному использованию земель и других природных ресурсов, обеспечивает материальную заинтересованность всех природопользователей в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, дает дополнительные средства на поддержание их естественного состояния и охрану.
Платность природопользования включает плату за право пользования ресурсами и за загрязнение природной среды. При пользовании природными ресурсами плата взимается как за нормативное, так и сверхнормативное природопользование, на воспроизводство и охрану природных ресурсов (земля, недра, воды, лес и растительность, животный мир и др.).
Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется законами РФ и нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ. По ст. 65 Земельного кодекса плата за землю установлена в двух формах: земельного налога и арендной платы.
Плата за использование полезных ископаемых устанавливается в следующих случаях: право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых; их добыча; использование недр в других целях, не связанных с добычей полезного сырья, например для устройства могильников, захоронения отходов.
Плата за пользование водными ресурсами производится в виде водного налога.
Плата за пользование лесными ресурсами регулируется Лесным кодексом РФ. Она выражается в форме лесных податей – при краткосрочном пользовании – и арендной платы.
Плата за пользование отдельными растительными лесными ресурсами регулируется Лесным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ и актами МПР России (плата за сбор лекарственных трав, сырья, плодов, ягод и др.). Плата за указанные виды пользования устанавливается местными органами управления и отчисляется в местный бюджет.
Плата за пользование ресурсами животного мира установлена в двух формах: плата за право пользования определенными видами животных (охота на животных и птиц, отлов животных, рыбная ловля и др.) и арендная плата за пользование охотничьими угодьями. Средства от указанных платежей поступают в местный бюджет и используются на нужды охотничьего и рыбного хозяйства.
Плата за загрязнение окружающей природной среды по своему характеру является, с одной стороны, мерой компенсационной, с другой – выполняет функцию экономического стимулирования природопользователей в пределах осуществления их производственной деятельности.
В соответствии с действующим законодательством плата за загрязнение окружающей природной среды дифференцируется следующим образом: плата за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; плата за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных лимитов (а также без разрешения на выбросы); плата за размещение отходов.
15.понятие и виды природоресурсных правонарушений. Состав. Природоресурсное правонарушение является основанием для привлечения лица к ответственности и включает в себя элементы, образующие состав правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Для наличия состава природоресурсного правонарушения требуется обязательное присутствие всех четырех элементов.
Объект природоресурсного правонарушения – охраняемые нормами природоресурсного права общественные отношения по рациональному и безопасному использованию природных ресурсов. Совокупность таких отношений является общим объектом природоресурсного правонарушения. В отличие от него родовой объект – группа общественных отношений по рациональному и безопасному использованию отдельного вида природного ресурса (недр, вод и др.). Если объектом правонарушения всегда являются определенные общественные отношения, то предмет природоресурсного правонарушения – природный ресурс или право на природный ресурс, по поводу которого возникли общественные отношения.
Правонарушения в сфере ресурсопользования посягают на различные общественные отношения. Их можно сгруппировать следующим образом.
Правонарушения, посягающие на отношения собственности на природные ресурсы и информацию о природных ресурсах: самовольное пользование природными ресурсами; непредставление, искажение, сокрытие и иные нарушения права собственности на информацию о природных ресурсах либо нарушение ее конфиденциальности; уничтожение, повреждение природных ресурсов, а также необеспечение сохранности мест их нахождения; самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых.
Правонарушения, посягающие на установленный порядок предоставления права пользования природными ресурсами: нарушение должностными лицами порядка предоставления лицензий на ресурсопользование и изменения условий лицензии; предоставление лицензий на пользование природными ресурсами по основаниям, не предусмотренным законодательством; нарушения требований антимонопольного законодательства при предоставлении права ресурсопользования.
Правонарушения в сфере порядка ресурсопользования: использование природных ресурсов с нарушением условий, установленных лицензией (договором) на ресурсопользование; выборочная добыча природных ресурсов, приводящая к необоснованным потерям их запасов и другие нарушения рационального ресурсопользования; нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с использованием природных ресурсов; уничтожение или повреждение систем разметки мест расположения природных ресурсов; нарушение порядка внесения платы при пользовании природными ресурсами; необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при ресурсопользовании.
Объективная сторона природоресурсного правонарушения включает в себя противоправное использование природных ресурсов, наступивший вредоносный результат и причинную связь между противоправным ресурсопользованием и результатом. Ответственность за природоресурсные правонарушения в ряде случаев может наступать в отсутствие общественно опасных последствий. В других составах наступление общественно опасных последствий является обязательным.
Вред, причиняемый незаконным ресурсопользованием можно различать по предметам правонарушений. В.В. Петров рассматривал экономический, экологический и антропологический вред. Помимо этого, природоресурсными правонарушениями гражданину может причиняться моральный вред (физические и нравственные страдания), юридическому лицу – вред, заключающийся в умалении его деловой репутации. Такие виды вреда могут компенсироваться на основании ст.ст.151,152, 1099-1101 ГК РФ.
Экономический вред природным ресурсам может быть оценен в стоимостном выражении в виде убытков (включая упущенную выгоду). Непосредственным объектом экономического вреда является право собственности на природные ресурсы и права на природные ресурсы. Экономический вред, сам по себе, может не оказывать заметного влияния на состояние природных ресурсов. Самовольная порубка деревьев и кустарников, нарушив право собственника на участок лесного фонда, может принести даже пользу окружающей среде. Отсутствие вреда природным ресурсам характерно и для их незаконного поиска, разведки.
Экологический вред наносится всей экосистеме в целом и может явиться как результатом нерационального и небезопасного ресурсопользования, так и результатом загрязнения окружающей среды промышленными отходами. Антропологический вред, являясь разновидностью экологического, предполагает причинение ущерба жизни и здоровью человека, в частности, в результате использования природных ресурсов с нарушением требований безопасности. Вред жизни и здоровью может причиняться как работникам, занимающимся использованием природных ресурсов, так и иным гражданам в результате воздействия ресурсопользования на природные объекты.
Субъектом природоресурсного правонарушения может являться дееспособное лицо, совершившее правонарушение в сфере ресурсопользования. По уголовному и административному законодательству субъектами преступлений и административных правонарушений могут являться дееспособные граждане и должностные лица. Ответственность по трудовому праву (дисциплинарная и материальная) может наступать с появлением трудовой правосубъектности, т.е. с 15 лет. Гражданская дееспособность в полном объеме возникает у гражданина с 18 лет, либо с 16 лет в случае его эмансипации, или заключении брака до достижения возраста 18 лет (ст.ст.21, 27 ГК РФ).
К различным видам ответственности кроме ресурсопользователей могут привлекаться и должностные лица специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов при нарушении ими правил предоставления ресурсов в пользование. Уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности могут подлежать должностные лица предприятий (юридических лиц) в случаях нарушения предприятием–ресурсопользователем норм природоресурсного законодательства. К гражданско–правовой ответственности за нарушений условий соглашений о разделе продукции могут привлекаться ресурсодержатели – Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в случае нарушения ими своих обязательств по соглашению перед инвестором.
Субъективная сторона природоресурсного правонарушения (вина) – есть отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию и его вредным последствиям в виде умысла или неосторожности. По общему правилу юридическая ответственность может наступать лишь при наличии вины. Ответственность без вины предусмотрена нормами гражданского права и наступает, в частности, за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст.1079 ГК РФ
Источник
37. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды,закрепленного в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды». Основная цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности. Согласно ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы оплаты определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
— размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Выделяют плату за загрязнение окружающей среды и плату за использование природных ресурсов.
Плата за использование природных ресурсов (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другое природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными законодательными актами.
— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
— на воспроизводство и охрану природных ресурсов
Установлено два вида платежей за загрязнение окружающей среды:
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
Источник